Богородица на престоле и Успение

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Двумя распространенными типами икон Богородицы также является изображение Богородицы на Престоле, или Всемилостивейшей Богородицы, где Она представлена как Царица Небесная, Которая может миловать обращающихся к Ней христиан, откликаться на их просьбы, давать им духовные силы для совершения каких-то подвигов. Поэтому Богородица на Престоле очень часто встречается как в качестве храмовых икон, так и в домах. Помимо икон, такой тип изображения Богородицы очень часто присутствует на мозаиках, особенно византийских, и фресках.

Последний момент в земной жизни Богородицы – Ее успение. Так называется и особый тип икон. Причем стоит обратить внимание на слово «успение». Не смерть, а именно успение. В общем-то, это не столько грустное событие, сколько логичное – за душой Богородицы пришел Сам Иисус, и Ее душа изображается в виде младенца, запеленатого в абсолютно белые пеленки. То есть душа чистая, как у новорожденного младенца. Богородица возносится Своим Сыном в Град Небесный и превращается в ту Самую Царицу Небесную на Престоле, тип иконы которой я описала до этого.

Вокруг гроба, где лежит тело Богородицы – потому что на иконах «Успение» одновременно присутствуют и душа Богородицы, и Ее тело, – стоят апостолы. Все, кроме одного. Это апостол Фома, не успевший к этому событию, не простившийся с Богородицей. И чтобы не обижать его, и не повергать его в грусть, именно Фоме Богородица оставила Свой знаменитый пояс, который он потом взял. Кстати, по легенде часть этого пояса находится у нас, в храме, расположенном рядом с Храмом Христа Спасителя. Только почему-то об этом не очень хорошо известно верующим, и гигантские очереди к кусочку этого пояса, все время находящегося в Москве, в храме во 2-м Обыденском переулке, почему-то не стоят.

Кроме знаменитых, очень часто употребляемых образов Успения Богородицы, Всемилостивейшей Богородицы на Престоле, Великой Панагии, Богородицы Одигитрии, Оранты, Умиления, есть еще менее встречающиеся, но достаточно известные образы.

Например, икона «Богородица Неопалимая Купина», где Богородица изображена в пылающем ромбе, и, вообще-то, это отсылка к моменту Ветхого Завета, где Бог говорит с пророком Моисеем в виде горящего куста, от которого исходил голос. В данном случае проводится параллель между Новым Заветом и Ветхим.

Также есть образы Богородицы «Неупиваемая Чаша», «Утоли мои печали», «Радость всех скорбящих», «Нечаянная радость» и т.д. Вообще, типология изображений Богородицы очень разнообразна, не говоря о том, что есть отдельные иконы, изображающие этапы жизни Богородицы, начиная от Ее рождения и введения в храм, вплоть до успения Богородицы.

С изображением Богородицы, и в частности его распространенным типом – «Умиление», к которому относится знаменитая Владимирская Богоматерь, связана замечательная, трогательная христианская легенда. В ней говорится, что первым иконописцем был один из учеников Христа, а именно апостол Лука. Первый образ, который он написал, был именно образ Богородицы. Причем написан он был на столешнице, за которой трапезничали и Богородица, и апостолы. И после успения и вознесения Богородицы апостол Лука написал на этой столешнице образ Богородицы «Умиление». Владимирская Богоматерь по своей типологии считалась изводом от той первой иконы, которую написал апостол Лука совсем скоро после тех событий, о которых рассказывает Евангелие, то есть в I веке нашей эры.