“Что веселит грады Божии”

Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Начнем с центрального события в «Повести временных лет» и соответственно в истории русской земли – это крещение Руси – конец X века. Киевский князь Владимир призывает к себе представителей разных религий, беседует с ними и так далее, все это хорошо известно. Крещение Руси – это, в общем, изменение жизни совершенно невероятное, можно сказать даже революционное. Но, что касается изменений не духовных, а изменений культурных, то здесь все немного сложнее. Конечно князь Владимир, как мудрый правитель, озаботился в том числе и о том, чтобы новая вера и новая культура не сильно, не до основания потеснила прежний порядок жизни.

Что в прежнем порядке, в прежнем языческом порядке было так важно, к чему люди привыкли – это конечно к древней религии материнства и к образу матери сырой земли. Это не религия, а этот образ были трансформированы в почитание Богоматери. Совершенно удивительное событие в русской культуре, с тех пор, когда это произошло, главные храмы на Руси, они посвящались Богоматери. В основном, посвящались Успению Богоматери и первый такой храм был сооружен в Киево-Печерском монастыре, где трудился наш летописец Нестор, там была освящена в 1070-е годы великая Печерская церковь Успения Богоматери.

И вот когда в 1155 году князь Андрей Боголюбский решил покинуть Киев, покинуть русскую землю, потому что в то время русской землей называли обычно пространство вокруг Киева, а вот то пространство, которое сегодня ближе нам, то есть пространство Владимира древнего, Москвы, Суздаля, Новгорода – это не русская земля. Пространство Суздаля и Владимира – это так называемая Залесская земля, в то время совершеннейшая глухомань. Интересна история освоения этой земли, превращение этой тогдашней глухомани в одну из цветущих держав, которая находилась на русской земле, цветущих держав православного русского мира. С чего все начинается? Начинается с приезда князя. Он приезжает, привозит с собой святыню – икону, которую потом назовут Владимирской Богоматерью и будущая столица этой державы – город Владимир – строится и вообще основывается по велению Богоматери – Богоматерь является во время сна князю Владимиру с том месте, где будет потом основан княжеский замок, а в настоящий момент там находится Боголюбский монастырь.

То есть место самого города – это место Богом данное. Удивительно, этот город украшается целой серией замечательных богородичных храмов и сам собор городской тоже посвящается Богоматери – это Успенский собор. Откуда берет начало это представление православных русских людей о том, что Богоматерь является исключительной защитницей земли и исключительной защитницей града? Парадоксальная ситуация, это убеждение укреплялось воспоминанием, а воспоминание это записано в той же «Повести временных лет» не о победе, а о поражении, но только русские тогда были еще язычниками – это 866 год – нашествие дружин киевских князей Аскольда и Дира на православную столицу тогдашнюю византийскую – Константинополь. Русские, как известно, приплыли на ладьях, атаковали город с моря, так вот, можно сказать уже в последний момент православный патриарх Фотий отправился во Влахернский монастырь, взял оттуда, с молитвой конечно, ризу Богоматери, омочил ее в бухте Золотой рог и началась буря, собственно разметавшая эти ладьи киевских князей и тем самым спасшая столицу Константинополь от разорения. Воспоминания об этом событии, удивительное дело, повторяю, не о победе, а о поражении долго хранилась в русском сознании и в значительной степени на этом воспоминании основано это убеждение русских людей в особой градозащитной функции богородичных храмов.

В 1165 году появился один из самых прекрасных богородичных храмов на русской земле – это церковь Покрова на Нерли. Покрова, на Руси этот праздник тоже был учрежден во Владимирской державе. Как строилась эта удивительная церковь? Во-первых, она строилась в таком крайне неудобном месте – она стоит у слияния рек Клязьмы и Нерли. Это поемные луга, ежегодно затопляемые, чтобы там построить храм, тем более каменный, нужно было сделать искусственную насыпь. Она была сделана – искусственный холм и тем самым было положено начало ансамбля въезда в столичный город Владимир. Первая основная дорога в то время, по которой попадали в стольный город – это конечно водный путь по реке Клязьме, она в то время была судоходной. Первое, что встречали – этот храм, посвященный Покрову Богоматери. Покрову – это значит покровительству Богоматери над Владимирской землей.

Чтобы понять смысл этого строительства, этого образа, который безусловно волновал в то время всех жителей этой Владимирской земли, волнует до сих пор нас конечно бесконечно, чтобы понять смысл… в чем же смысл что ли этой красоты, хотя красота, как известно – это одно из имен Божьих. Так вот, если посмотреть на верхнюю часть храма, там помещены рельефы белокаменные. Круглых скульптур в Древней Руси не было, а были такие уплощенные рельефные изображение. И вот одно из центральных изображений – это изображение псалмопевца, то есть царя Давида библейского.

Если мы припомним 103 псалом, а надо сказать, что этот псалом знали конечно все жители Владимирской державы. Вообще Псалтырь знали очень хорошо, потому что по ней учились читать в Древней Руси. Так вот 103 псалом: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Земля полна произведений Твоих». То есть мир – это Божье творение, мир прекрасен и тот, кто созерцает красоту окружающего пространства, приближается к познанию Творца. Это вообще основа русского мирочувствия и это мирочувствие воспитывалось и утверждалось в значительной степени прежде всего на храмах и на красоте Владимирской державы.