Дауншифтинг как стратегия жизни

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Для нас, для православных христиан, какое-то стремление к развитию и росту своей личности некоторыми как-то воспринимается само слово «карьера» негативно. Вот кажется, что христианин не должен как-то участвовать в этом карьерном росте, что он должен довольствоваться малым, вести себя скромно и можно сказать, что с психологической точки зрения.

Основная стратегия, которая предлагается православному человеку – это стратегия дауншифтинга (downshifting). «Shift» – это понятно, это регистр, бывает верхний регистр, нижний регистр. Дауншифтинг – это как бы переход на нижний регистр, переход на пониженную передачу. И у нас действительно есть великолепные образцы дауншифтинга в истории. Мы все помним замечательно императора Диоклетиана, который уехал из Рима, поселился в городе Сплит и начал заниматься там огородничеством. И когда была очень тяжелая ситуация в Риме, напряженная, взрывоопасная, к нему приехали друзья агитировать его вступить в политическую борьбу, потому что были убеждены, что время самое подходящее, что если он последует за ними, то обязательно у него получится захватить власть и снова стать императором. И когда они ему рисовали эти радужные картины его политического будущего он сказал: «А теперь я вам кое-что покажу», – повел их в огород и говорит: «Посмотрите, какая у меня капуста, неужели я это все брошу и поеду в какой-то этот ваш Рим, ну куда можно от такой капусты уехать?»

Понятно, что этот пример вызывает какое-то действительно большое уважение, мы понимаем, что уход человека из мира тоже воспринимается как некоторый дауншифтинг. То есть можно сказать, что как бы наше ощущение веры, оно как бы нас вообще программирует, ориентирует на неуспех. И это кстати является одной из самых распространенных видов критики христианской веры – это то, что христианство учит человека быть пассивным, неактивным, предлагает ему стратегию дауншифтинга и предлагает ему отказаться от каких-то успехов, а это в итоге приведет к тому, что вообще прогресса не будет, все христиане разбегутся по пещерам и будут там молиться Богу и жизнь на земле остановится. Но на самом деле мы понимаем, что тот дауншифтинг, который вызывает у нас такое уважение, он действительно относится к очень ярким личностям, которые убегали от… не просто убегали от карьеры, они убегали о той грязи, которая была связана с этой карьерой – они убегали от тех интриг, политических убийств, они просто искали более возвышенную жизнь. Это стремление было не к тому, чтобы меньше работать, а это было стремление к тому, чтобы чище жить. И надо сказать, что христианское стремление к смирению – это именно стремление к тому, чтобы жить чище и лучше.

Что же касается самого успеха – мы знаем, что христиане всегда очень ценили во всем совершенство. То есть мастер в чем-то всегда рассматривался с уважением, будь то великий полководец, или замечательный врач, или прекрасный земледелец. Все, что человек делает с таким совершенством – это всегда воспринималось, как добродетель в христианской среде. Собственно говоря отсюда возникло и слово «художник» – это слово из христианского лексикона, которое говорит о том, что этот человек дока, он такой удогий, он художный, он все старается делать самым лучшим образом. И даже есть такая замечательная фраза, что проклят, творя дело Божье с небрежением. То есть, на самом деле недобросовестное отношение к труду и к своим обязанностям не является христианской добродетелью.

И поэтому можно сказать, что христианство нормально рассматривает деятельность человека, которая приводит к какому-то успеху. И самым ярким подтверждением этому является притча о талантах, где мы помним, что Господь благодарит того раба, который приобрел 10 талантов, того, который приобрел 5 талантов. А того, который зарыл свой талант в землю он наоборот резко осуждает и там даже есть такие слова, что ты раб лукавый, иди во тьму кромешную. То есть на самом деле – это не просто какая-то лень человека, какой-то недостаток – это на самом деле является грехом. И поэтому мы конечно же должны рассматривать успех прежде всего в ключе реализации тех даров, которые нам дал Господь. Вот эти дары, или дары Святого Духа, харизма, как мы еще говорим – это то, чем Господь щедро наградил каждого человека. И понять, в чем твой дар и как его реализовывать – это на самом деле задача человека. А подлинный успех – это тогда, когда действительно человек соединяет свою волю с волей Божьей и наиболее полно раскрывает все де дарования, которые ему дал Господь.