«Фаворский свет». Часть I

 

Сергей Хоружий, профессор Института философии РАН, доктор наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь

Исихазм поздневизантийский и поствизантийский. В отличие от этапа синайского исихазма, поздневизантийский исихазм XIV века – это напротив, самый событийный, даже бурный период. Начинаются истоки этого бурного периода в жизни традиции. Истоки его лежат на Афоне. Процветавший афонский очаг исихастской практики отличался тем, что подвижники на Афоне, выстраивая путь своего духовного восхождения, добрались уже и до высших его стадий. На этих высших стадиях начинались определенные духовные явления, прежде неизвестные в христианском опыте и вокруг этих новых духовных явлений и возникло самое оживленное, разнообразное развитие событий.

Во-первых, сами афонские подвижники дали определенное название тем явлениям, которые они встречали в своем опыте, они назвали это «созерцанием фаворского света». И это разумеется для христианского слуха было необычным, странным, дерзким. Что такое свет фаворский – это тот свет, который осиял учеников Христа, апостолов в событии Преображения Христа на Фаворе. Это сугубо евангельское событие, которое произошло в пору земной жизни Спасителя. И вот сейчас подвижники на Афоне утверждают, что они созерцают тот самый фаворский свет. Понятно, что это вызывало многочисленные вопросы, недоверие, сомнения и особенно таким активным выразителем этого недоверия к опыту афонских исихастов стал, как все сегодня знают, монах Варлаам Калабрийский, который был весьма ученым монахом, прибыл из Италии, из Калабрии в Византию, в Константинополь. Побывал и на Афоне, познакомился с этим опытом исихастских созерцаний и этот опыт у него вызвал активное неприятие и возмущение. На его взгляд, а он был монах ученый, много пишущий, активно говорящий, он начал говорить, что в опыте афонских подвижников происходит что-то ложное, фальшивое. О связи с событием Преображения Христа и речи не может быть, у них начинаются какие-то сугубо телесные световые, зрительные явления, как мы сегодня скажем: оптический обман у них какой-то, а они евангельское событие Преображения на Фаворе здесь дерзают поминать.

Эта деятельность Варлаама антиисихастская начала активно разворачиваться, это были 1330-е годы и с защитой исихастских позиций выступил святитель Григорий Палама, который сам был афонским подвижником, но был к тому же еще наделен огромным богословским даром. И уже развернулась полемика, которая сегодня называется «исихастские споры». Она заняла, условно говоря, лет 15 – с первых протестов Варлаама и до завершающего Поместного собора Византийской Церкви в 1351 году. Уже в начале этих споров святитель Григорий написал замечательное сочинение, которое стало классикой православной духовной литературы – это знаменитые «Триады в защиту священнобезмолствующих». Три триады, каждая из трех трактатов и там было дано богословское обоснование и оправдание опыта афонских исихастов по высшим стадиям исихастской практики. Святитель Григорий обосновывал, что на высших ступенях «Райской лествицы» — духовного восхождения – действительно совершается ни что иное, как уже преображающее воздействие Божественных энергий на все человеческое существо. Именно то, что с апостолами на Фаворе и случилось.