Иконы Грозненского времени

Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

XVI век можно считать завершающим веком в древнерусском искусстве. Несмотря на то, что традиционно мы считаем, что древнерусское искусство заканчивается в XVII веке, все же именно Грозненское время – середина – вторая половина XVI века дают нам последнюю, может быть, вершину, с которой уже явно видно, что тенденция идет вниз. Что я имею в виду?

Давайте рассмотрим две иконы Грозненского времени, которые, может быть, наиболее показательны для этого периода и этого искусства и передают именно религиозный накал этого времени.

Первая – это удивительная икона из Музея древнерусского искусства «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», где Иоанн изображен с крыльями. Эту иконографию на Руси знали примерно с XIV века, но популяной она становится именно в Грозненское время. Иоанн Предтеча был патроном царя Иоанна Грозного и поэтому очень часто царь вкладывал в те или иные монастыри именно его иконы. И данная икона – это же вклад в Стефано-Махрищский монастырь.

Что мы видим на иконе? Крылатого Иоанна Предтечу. Почему крылатого? Потому что он – ангел, «ангел» в переводе с греческого означает «посланник», тот, кто был послан, кто пошел впереди. К Иоанну Предтече относят слова пророка Малахии: Я пошлю Ангела Моего, который приготовит Мне путь. Тот, кто приготовит путь, по-гречески называется «продромос», или по-русски, предтеча – идущий впереди. И это как раз Иоанн Предтеча.

Данная икона не просто изображает Иоанна Предтечу, а изображает его в эсхатологическом времени – как предтечу Страшного суда. В своей проповеди Иоанн Предтеча говорил, что Бог придет и срубит всякое дерево. И действительно у ног Иоанна Предтечи на этой иконе мы видим срубленное наполовину дерево и секиру, лежащую при нем. Секира – это образ Страшного суда. XVI век был полон знамений Страшного суда и собственно политика самого Иоанна Грозного была такова.

Помимо этого, мы видим, что Иоанн Предтеча держит свиток с проповедью о покаянии и грядущем Суде. Также он держит чашу с головой. Это его голова, которая является предтечей жертвы Христа. Голова в чаше – это и символ жертвы, которую приносит и Иоанн Креститель.

Все эти сюжеты мы можем найти и в иконах догрозненского времени. Но внимание привлекает темно-зеленый, оливковый фон иконы. Это уже характерно именно для Грозненского времени. Мы помним, что фон византийской иконы – золотой. На русских дионисиевских иконах фон часто бывал светлым: зеленым, охристым, красным, а здесь он темно-зеленый. Это тоже отголоски того мрачного времени, в которое погрузилась Русь в XVI веке. Не только на этой иконе, но и на многих других появляется этот новый цвет. Зеленый всегда был цветом надежды, а здесь это сверхнадежда, которая проходит через тьму эсхатологических ожиданий.

Точно такой цвет мы видим на иконе этого же времени – Волоколамской иконе Божьей Матери. Она происходит из Иосифо-Волоколамского монастыря, сейчас находится в Музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Написанная в 60-е годы, может быть, чуть позже, чем икона Иоанна Предтечи, она также передает дух этого времени. Во-первых, у нее точно такой же фон – оливковый, темно-зеленый, на котором образ Божьей Матери смотрится совсем не так, как, скажем, на знаменитой иконе XII века – Владимирской. А ведь именно с нее написана Волоколамская, в меру и подобие той иконы. Она была украшена драгоценным венцом, который, не сохранился драгоценный венец, остался лишь контур от него.

Образ Богородицы на этой иконе очень грустный, даже мрачный. Это всегда привлекало внимание исследователей, и уже в XX веке они нашли ее истоки. Оказывается, это был вклад Малюты Скуратова на помин души задушенного им митрополита Филиппа. Из этих деяний, этих страшных моментов русской истории и тот дух, который делает образ и искусство иными. Так искусство отражает эсхатологические, духовные чаяния эпохи.

Надо добавить, что на полях Волоколамской иконы изображены два митрополита, один из которых, как считается, митрополит Киприан, тоже когда-то изгнанный князем Дмитрием Донским из Москвы, так что здесь есть некая косвенная политическая параллель. Тем не менее мы видим, что так дух времени отражается и в искусстве. Можно сказать, что с этого времени свет практически уходит из иконы.