Комниновский период византийской иконописи

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

В середине XI века в истории византийской иконописи начался второй большой период поисков и развития. Условно его называют комниновским периодом по той простой причине, что в это время правила династия Дук, Комнинов и Ангелов, и Комнины были наиболее частыми на византийском престоле. Условно это период с 1056 до 1204 года, время, когда произошла великая трагедия, на мой взгляд, христианского мира вообще и Византии в частности. Четвертый крестовый поход завершился тем, что один из царевичей Ангелов втянул крестоносцев в восстановление на престоле свергнутого императора, своего отца. В итоге внутренние византийские разборки оказались в руках крестоносцев, которые восстановили Ангелов, но те не сумели расплатиться с ними, как обещали. Кончилось все тем, что крестоносцы захватили Константинополь, убили множество христиан, и это еще более усугубило раскол Церквей. Вообще, 1204 год в истории Византии и византийской культуры стал некоей катастрофой.

Но до этого Византия была еще достаточно мощной империей и претендовала на значение вселенской. Понятно, что искусство в ней развивалось очень хорошо. Выделяют два подхода иконописцев этого периода к тому, как надо писать изображения святых, Богоматери, Самого Иисуса Христа.

Первый период можно условно назвать подходом гармонии. Интерес православных художников опять обратился к античной традиции, однако и находки, сделанные их предшественниками в условном искусстве, тоже не были выброшены. Поэтому в гармонии иконопись как бы балансировала между античной традицией, с одной стороны, а с другой – традицией, символичной, аскетичной.

В этот момент появляется интерес к Иисусу Христу не только как к Богу, но и как Богу, Который принял человеческое обличье и прожил на земле 33 года в качестве человека – такой проторенессанс. Поэтому равновесие сочетания человеческих и Божественных черт во Христе нашло отражение в сочетании подхода реалистического и условного.

Какие знаковые иконы, отражающие эту гармонию, можно привести? Это изображение Христа Пантократора, или по-русски Вседержителя, – особый тип иконы: Иисус в виде Судьи после Своего Второго Пришествия, в конце этого мира. В музее Берлина хранится такая икона первой половины XII века, признанная одним из шедевров этого стиля. Григорий Чудотворец – икона второй половины XII века, которая, к счастью для нас, находится в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. И, наверное, одна из самых почитаемых в православной Руси икон – знаменитая Владимирская Богоматерь, которая приобрела такое название в России, а, вообще-то, это икона константинопольского письма конца XI – начала XII веков. Она была привезена на Русь в 30-е годы XI века, а чуть позже, в 50-е годы, привезена Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальское княжество.

Помимо этого гармоничного подхода, появился еще один интересный подход, неожиданно перечеркнувший вроде бы уже устоявшийся канон о том, что всех, кто связан с Царством Небесным, надо изображать статичными, потому что это символ вечности. Искусствоведы назвали этот подход комниновским маньеризмом. Дело в том, что для этих икон характерна передача движения, причем не просто движения, а порывистого, подчеркнутого. Условность изображения выражалась в том, что фигуры удлинялись и становились предельно тонкими, что как раз говорило о том, что это не этот мир и не простые люди.

В связи с такими духовными контактами и очень большими культурными связями в российских музеях хранится несколько византийских икон в духе этого «комниновского маньеризма». Прежде всего, это оборот знаменитой иконы XII века «Спас Нерукотворный». На таких выносных оборотных иконах была лицевая сторона и обратная. И на обратной стороне изображено поклонение ангелов святому кресту, которые полностью находятся в движении. На этой иконе видны и другие характерные черты «комниновского маньеризма»: кроме движения и утончения фигур, их вертикальной вытянутости, исходящий от Царства Божьего неземной Фаворский свет передается яркими белыми бликами. Впоследствии их будет так любить Феофан Грек.

Что касается катастрофы 1204 года, которой закончился комниновский период, то, в общем-то, сильного упадка в византийской живописи не происходило. И в разделенной на части Византийской империи, в ее Трапезундской, Никейской частях продолжалось развитие живописи, которую искусствоведы условно называли «искусством около 1200-х годов», чтобы отделить более поздние иконы начала XIII века, но вытекающие из предыдущего этапа, от комниновского периода.