Начало обожения

 

Сергей Хоружий, профессор философии Института философии РАН

Все лекции цикла можно посмотреть здесь

Заключительный этап исихастской практики именуется блоком телоса, то есть финальной цели всей практики. Это созерцание фаворского света и начатки обожения. Эти высшие ступени исихастской лествицы стали центральным предметом для исихазма в поздневизантийский период о котором мы кратко сказали. Исихастские споры велись именно об истолковании этих высших ступеней. И богословие святителя Григория Паламы доставило глубокое богословское истолкование этих высших этапов исихастского опыта. Это истолкование включено в догматику православия.

Исходные позиции этого истолкования появились прямо из опыта афонских исихастов. У исихастов возникло твердое убеждение, что световые созерцания, которые возникают на высших ступенях практики, представляют собой ничто иное, как созерцание фаворского света, того, который осиял учеников в событии Преображения на Фаворе. Это и есть ключевое утверждение для всего исихазма. Здесь по сути раскрывается цель и смысл всей исихастской практики. Она раскрывается как практика, направленная к свету фаворскому, к свету Преображения. И по Григорию Паламе мы сейчас совсем кратко обозначим, как же понимать надо это созерцание света фаворского.

Какова связь новозаветного события, евангельского события, которое состоялось некогда, как мы предполагаем в реальной истории, в период земной жизни Христа и практикой исихастов в разнообразные века последующей истории, какова здесь связь? Прежде всего надо понимать, что связь устанавливается через обожение, через соединение с Божественными энергиями. У апостолов на Фаворе было ни что иное, как именно опыт обожения и исихастская практика также возводила человека, подвижника к обожению. Здесь и возникала действительно необходимая связь. Речь идет о способах достижения обожения. Можно согласиться, что этих подступов к обожению апостолы достигли одним образом, афонские исихасты не тем же, но речь в итоге идет о том же самом опыте подступов к обожению.

И при этом еще, что было здесь очень существенно, термин созерцание, как я уже сказал, отсылал к опыту античного языческого типа, когда отношения человека с Богом предполагалось, что они заключаются в созерцании Божества. В христианстве представления о духовной жизни были принципиально иными и на поверку тот род отношений с Божественным бытием, который создавался в исихастском опыте, представлял собой не столько созерцание, сколько личное общение. Молитва – не созерцательная практика, непрестанная молитва тем более. Поэтому здесь возникала необходимость в резком разграничении с нехристианским духовным опытом.

Ну и далее в опыте исихастов раскрывалось, а что же делается с человеком на этих высших ступенях, как совершается преображающее изменение человеческого существа? Происходит восхождение человека по исихастской лествице. На каждой ступени строение множества всех энергий человека как-то по-своему перестраивается, изменяется. И коль скоро происходит восхождение к приобщению Богу, значит изменения, которые с человеческими энергиями происходят такие, что расположение, строй этих энергий приближается к тому, который энергии имеют в Божественном бытии. В Божественном бытии по православному богословию происходит то, что передается византийским понятием «перехорезис» – кругообращение. Происходит всецелый взаимообмен, взаимопередача бытия между ипостасями Святой Троицы. Вот это то устроение энергий, которое присуще Божественному бытию. И его конечно же, вот такой совершенный взаимообмен, можно, больше того, должно считать самым совершенным и абсолютным общением ипостасей. Поэтому можно считать, что на высших ступенях исихастской лествицы подвижник развивает некоторые высшие формы общения, которые постепенно продвигаются и приближаются к особому абсолютно образу общения, который присущ Пресвятой Троице – к перехорезису. Вот так можно понимать то, что происходит на высших ступенях именно в аспекте общения.

А кроме этого еще на более приземленном, если угодно, языке опыт подвижников фиксировал, что с самим естеством человека начинают происходить уже изменения, в которых формируется что-то совершенно новое. Это уже актуальные подступы к обожению, актуальное, как аскеты выражаются, превосхождение естества. И начинаются они с преобразования органов восприятия человека, способностей восприятия. Довольно понятно, для приобщения к Богу должна происходить встреча. Чтобы встреча с Божественными энергиями была возможна, человек должен быть способен воспринимать эти энергии каким-то образом. А понятно, что обычные его перцепции этого делать не могут, они воспринимают чувственные сигналы, а вовсе не сигналы благодати. И на высших ступенях практики начинают появляться новые перцепции, новые способы восприятия человека, которые исихазм называет «умными чувствами», или «ýмными чувствами», тут не фиксировано ударение. Появляется новое зрение, это часто можно встретить в духовной литературе – отверзлись духовные очи – это из самых известных явлений на высших ступенях духовного опыта. Такие трансформации зрения известны и даже во вне христианских традициях.

Но, происходит и нечто большее, не только зрение, весь набор, вся система человеческих восприятий сменяется новыми умными чувствами, которые абсолютно представляют собой нечто иное по отношению к прежним физическим телесным чувствам. Во-первых, обнаруживается, что уже нет отдельных восприятий. Новое духовное восприятие, которое возникает у человека – это не отдельный слух, зрение и так далее – это некоторая единая способность восприятия. Такое формирование синтеза восприятия часто называют «синэстезис» – первое главное отличие умных чувств. А второе, что эти умные чувства оказываются уже вовсе не выражены через какой-то один орган восприятия, а они присущи всему в целом человеческому существу. Воспринимающим становится не какой-то один наш орган – ухо, или глаз, а все наше существо становится воспринимающим, приемлющим благодать – это иногда называется по-ученому «панэстезис». Это два главных феномена преобразования, преображения человека, которые реально проходятся в опыте исихастов.