Основные проблемы российской системы образования. Часть I

Алексей Филиппов, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

В свете мировых исследований качества школьного образования, российское образование занимает очень странные позиции. По начальной школе мы первые, по степени владения знаний предметами при переходе в среднюю школу – мы уже в конце первой десятки. А по 15-летним школьникам мы в хвосте.

Очень большая проблема в том, что наши школьники, получая огромный объем знаний, не умеют применять их в жизни. Я бы выделил несколько ключевых проблем современного российского образования. Их намного больше, но на мой взгляд, принципиальными являются именно следующие причины.

Первая причина – это непонимание того, куда мы идем. Скажем, советская образовательная система была встроена в совершенно понятную логику развития государства. Понятно было, для чего она была, что она должна была делать, какие должны были быть ее результаты. У нас же, к сожалению, есть только лозунг: «Нам нужно хорошее образование». Но насколько хорошее, что значит хорошее образование, по каким критериям, для чего оно… А когда не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Мы равняемся на разные мировые образовательные системы, но у них есть конкретные понятные цели и задачи, свои собственные внутренние цели и задачи. И одно дело, когда мы строим интегрированную в мировое сообщество мировую экономику и образовательную систему, открытую совершенно, с совершенно понятным набором дисциплин, набором принципов и так далее. И другое дело, когда мы строим закрытую систему для авторитарного государства, которая должна обслуживать саму себя для формирования определенного количества чиновников, бюрократов, послушных граждан и так далее – это совершенно другая система. И нам нужно определиться, для чего нам нужна система образования, что мы хотим построить, к чему она призвана. И конечно же эта система должна быть интегрирована с другими системами, в первую очередь с экономикой.

Вторая проблема – это уровень подготовки российского учительства. Есть мировое исследование учительского корпуса, называется оно TALIS сокращенно и это самое масштабное, самое авторитетное исследование в мире. Россия недавно подключилась к нему и картина российского учительства в совокупности по этому исследованию очень печальна. 80% российских учителей – это женщины, что явно противоречит всем мировым тенденциям. С большим опытом работы 20 лет и более, имеющие очень большую нагрузку, в том числе и административную, имеющие большое количество отчетов, которые всем должны. Готовящие детей к огромному количеству срезов, диагностик, проверок, к УГЭ, к ЕГЭ и так далее. Более того, если мы посмотрим культурный уровень среднего российского учителя, подчеркиваю – это средняя температура по больнице в масштабах всей страны, то там все будет очень печально. Средний российский учитель – это женщина бальзаковского возраста, которые не ходят в театры и музеи, которые не читают книжек, практически, а досуг предпочитают проводить у телевизора с сериалами, и слушая музыку популярной направленности, типа Стаса Михайлова и так далее.

Когда эти результаты были обнародованы, многое вызвало удивление. Очень показательный пример, когда опрашивали учителей в мире, чего им не хватает, в чем у них проблема, в основном говорили, что проблема в методической подготовке, потому что дети разные, есть сложные дети, есть дети с отклонением в развитии, им не хватает методической подготовки, как работать с этими детьми. А у наших учителей самая большая проблема – это, как они сами о себе пишут в этой диагностике – это проблема предметной подготовки. То есть на вопрос: что бы вы хотели улучшить – большая часть учителей говорила: улучшить предметную подготовку. При этом уровень методической грамотности считается, что учителями освоен полностью. Что это значит? Значит наши учителя не видят сложных детей, они не видят детей с проблемами развития, они не видят детей с ОВЗ, он считают, что они условно умеют с ними работать, или же, что их просто нет, а есть школьники двоечники, проблемные дети, из неблагополучных семей и так далее.

При этом наша школа имеет серьезное советское наследие в ориентации на академичность образования. То есть наши школьники знают в среднем больше, чем, скажем, школьники в Европе, и намного больше, чем, скажем, школьники из США. Но при этом эти академические знания они фактически не умеют применять в жизни, они не умеют перенести знания из одной предметной области в другую. При этом подчеркиваю, что в общем и целом кругозор среднестатистического российского школьника будет выше, чем школьника того же американского, или европейского. Но применение этих знаний в жизни, к сожалению, на нуле. Потому что в школе этому не учат. И вопрос в том, насколько сами учителя, владеют теми необходимыми навыками, которые они должны передать детям, чтобы они были готовы к жизни.

Знания стремительно устаревают, даже в рамках обучения ребенка на протяжении всей школы, за 11 лет технические знания точно устаревают. Для примера, те школьники, которые сейчас поступят в первый класс, выйдут на работу где-то в 2034-2035 году, а уйдут на пенсию где-то в 2077 году. Вопрос о том, что мы знаем об этой эпохе, мы можем готовить детей к этому времени, к тем вызовам, которые там будут?

В свое время Тоффлер написал свою известную книгу «Шок будущего», в которой он написал о том, что одна из главных задач школы – это готовить ребенка к завтрашнему дню. И надо сказать, что как раз-таки одно из авторитетнейших исследований по качеству школьного образования PISA говорит о том, что мы проверяем, насколько национальная образовательная система готовит школьников к завтрашнему дню. Надо сказать, что абсолютное большинство наших школьников к завтрашнему дню не готово.