Поэзия кельтских бардов

Анастасия Занегина, специалист по кельтскому искусству

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

После прихода англо-норманнских феодалов в XII веке монастырские школы пришли в упадок и на их место пришли школы бардов. С этих пор барды взяли на себя роль хранителей традиций. Певец-хвалитель бард сам исполнял и сочинял свои произведения. Барды долгие годы обучались мастерству поэтического слова в специальных школах. Обучение было довольно строгим: ученики должны были заучивать наизусть большое количество строк и пробовать писать во всевозможных жанрах. Ученики становились профессиональными поэтами, которые пользовались большим авторитетом.

Бардическая поэзия – это серьезный литературный пласт, который имеет в первую очередь историческое значение. Основываясь на ее содержании, можно составлять генеалогию правителей, проследить историю их распрей и соглашений, получать ценные лингвистические данные по древнеирландскому языку. Плоды поэтических восхвалений сохранились и до наших дней. Они интересны для историка и для филолога, но для обычного читателя довольно скучны. Настоящую художественную ценность имеют те образцы бардической поэзии, когда бард исполнял не свои хвалительные служебные обязанности, а поет для себя, излагая свои личные душевные переживания.

Один из шедевров бардической поэзии носит название «Моление о ребенке». Автора зовут Мак Нами, он просит Всевышнего и Божью Матерь послать ему дитя.

Сына видеть подай мне счастье

и часть от части — сыновье дитя,

плоть от плоти, о новозаветный

Господь, бездетный, молю Тебя.

Крепок муж, да не крепок дом

без детей в нем, о Божья Мать,

вмочь Тебе — мне же все едино —

дочь или сына в мой дом послать.

Один из самых известных и замечательных бардов – это бард XIII века, которого зовут Миредах О`Дали. Его известное произведение «На смерть жены». В словах автора выражено горе от потери близкого человека. Земной мир покинула его любимая.

Одной ногой в могиле я,

где ты, терновый мой цветок;

убог я без тебя, мой друг,

и однорук, и одноок.

Как поминальная свеча,

печально я в ночи горю:

за что напасть взяла, скажи,

часть наилучшую мою?

Не нужно утешать меня —

недужен я, и прав мой стон:

вошла в мой дом со смертью мгла —

ушла душа — и рухнет он.

Позже, в XVII веке, произошел переломный момент в истории Ирландии – нашествие войск Оливера Кромвеля серьезно подорвало независимость страны. Кульминацией всего стало сражение на реке Бой, при котором потерпел поражение король-католик Иаков II. Уничтожалась клановая система и как следствие институт бардов. Для бардов наступили нелегкие времена. Их несчастная участь и была запечатлена в поэзии. Таким образом, последний период бардической поэзии – это одновременно и самый горестный период, поскольку произведения посвящены утраченной независимости, и самый яркий.

Барды начинают скитаться по крестьянским домам, подстраиваться под новую простонародную аудиторию и забывать те правила, по которым обучались в бардических школах. В их стихах теперь часто звучит печальная ирония. Высокое искусство перестало быть нужным, и его теперь попросту никто не может оценить. Так один из бардов слагает шуточный гимн селедке. Стихотворение называется «Да здравствует селедка!»

Да здравствует селедка!

Иди ко мне, родная!

Селедку славьте, други,

ее заслуги зная.

О сельдь! Постом великим

(а длится он до Пасхи)

родишь ты жажду в каждом —

твоей мы жаждем ласки!

История упадка поэзии бардов заметна в произведении Дэви О`Брудара, который был свидетелем и жертвой этих событий. В молодые годы он был в зените славы, жил и творил под покровительством знати. Умер же бард в полной нищете. Его стихи – это одновременно и отражение трагических событий века и запечатление реформ поэзии. В одном из таких произведений он восклицает о том, что нет больше на земле настоящих поэтов. Стихотворение называется «Старых поэтов не стало».

Старых поэтов не стало —

устал этот мир, и грустно,

что новых певцов искусство

пустопорожне искусно;

Английские завоеватели вели политику по уничтожению национальной культуры Ирландии. В XVII веке был даже принят закон против бродячих бардов. В последующие века под давлением англичан ирландский язык оказывается вытесненным из употребления. Особенно быстро этот процесс пошел после великого голода – 1845–1850-е годы, когда население страны уменьшилось почти на четверть. Но все-таки ирландской культуре удалось сохранить свои особенности. В первую очередь благодаря уличному фольклору, уличной балладе, но это уже другая история. А бардическая поэзия навсегда осталась в истории литературы как уникальное поэтическое явление.