Праздничные иконы Христа

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Кроме икон, изображающих Бога в образе Троицы, Вседержителя, Эммануила, Ветхого денми, существует еще один тип икон – так называемые праздничные иконы, сюжетом для которых стали события из жизни Иисуса Христа. Поэтому на них, кроме Самого Иисуса, изображены и другие персонажи, о которых нам рассказывает Евангелие.

Среди таких икон я бы выделила следующие: Богоявление, Преображение Господне и Сошествие Святого Духа на апостолов. Это сюжеты, очень часто изображаемые и на фресках, и на мозаиках, и на иконах, написанных на дереве.

Начнем мы с Богоявления. Сам сюжет следующий: Иисус появляется около пустыни, где в водах святой реки Иордан Иоанн Предтеча, призывающей людей покаяться в грехах, крестит желающих исцелиться от своих грехов. Вообще, в русском языке слово «крестить» не очень соответствует тому обряду, который совершал в рамках не только иудейской, но и вообще восточной Иоанн Предтеча. Дело в том, что символический жест окунания в воду или обливания водой не просто как смытие грязи и пыли, а как духовное преображение – отказ от прежней своей жизни и рождение вновь чистым, готовым к новой жизни. Поэтому этот обычай был связан именно с водой.

И вот Иисус тоже подошел среди желающих принять крещение от Иоанна, но Иоанн Его узнал и на просьбу крестить сказал: «Не мне Тебя крестить, а, наоборот, надобно мне креститься от Тебя». Но Иисус ответил: «Делай что должно». И в тот момент, когда Он заходит в воду реки Иордан, и Иоанн начинает крестить Его, небеса раскрываются, и громовой голос говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и сходит Ангел на Иисуса. Этот сюжет чаще всего представлен в мозаиках, например, в равеннских мозаиках XV века, и в то же время присутствует во многих русских иконах, в том числе древних домонгольских и написанных собственно в период расцвета русской иконописи XIV – XV веков.

Кстати, с этим сюжетом связано одно из догматических расхождений Католической и Православной Церквей – по поводу «соотношения» Святого Духа у Бога Отца и Бога Сына. По первоначальному догмату, который хранится Восточными Православными Церквями, и Русской в частности, Дух Святой находится в Боге Отце и нисходит на Бога Сына. Первоначально и Западная Церковь принимала именно этот догмат. Но потом католики решили, что Святой Дух одновременно исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Наверное, с этим связано и то, что для католиков главным праздником является Рождество Христово, а для православных – Пасха, то есть второе рождение – воскрешение Христа, которое освобождает христиан от их греха. В общем, Богоявление – это очень важный сюжет, очень часто присутствующий на иконах.

Следующий сюжет – Преображение Господне. Связан он с евангельскими событиями: подойдя к горе (со времен Константина и Елены считается, что это была гора Фавор, хотя идут споры, на какой горе произошло Преображение Господне), Иисус выбрал трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна и повелел им идти с собой на эту гору. И когда Он взошел на нее в образе человека, вдруг произошло Его преображение: одежды Его стали белыми, от них начал исходит необычный неземной Фаворский свет, и на беседу к Нему спустились два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия. Илия особенно важен: он был живым взят на небо, а не умер, как пророк Моисей. Они о чем-то беседовали, и апостолы, бывшие свидетелями этого события, с одной стороны, подивились, с другой, испугались, упали ниц. Такими: упавшими ниц и спрятавшимися их обычно и изображают на иконах. А когда они немного пришли в себя, все это им так понравилось, что они сказали Иисусу: «Давай мы построим здесь три кущи (то есть три шалаша): Тебе, Моисею, Илии и останемся здесь навсегда». Но когда преображение закончилось, Иисус вообще запретил трем этим апостолам рассказывать о том, что произошло. Но они Его уже видели в лице не человека, а Божественном, и потом в Евангелии об этом эпизоде уже рассказывается.

Следующий важный праздничный сюжет – это Сошествие Святого Духа на апостолов, или Пятидесятница. Этот сюжет уже относится ко времени после распятия Христа, Его смерти, воскресения, вознесения, к такому важнейшему эпизоду, когда апостолы, набранные Иисусом, наверное, для того, чтобы продемонстрировать силу Бога и чудо. Были они набраны из людей простых, наивных, иногда простодушных, не отличающихся образованием, и они превращаются в тех апостолов, которые расходятся по всему миру, говорят на разных языках и начинают свою проповедь и обращение людей в христиан. Каким образом они сумели стать такими проводниками христианства? На них снизошел Святой Дух, чудесным образом, по воле Бога, Иисуса преображая их человеческую сущность.

И есть еще один очень интересный сюжет, не связанный напрямую с Евангелием. В четырех канонических Евангелиях есть лишь отдельные упоминания, намеки на то, что когда Иисус был распят, умер и находился во гробе, Он нисходил в ад и вывел оттуда прощенных Адама и Еву и ветхозаветных праведников. Сюжет «Сошествие во ад» очень распространен в русских иконах и опирается на Священное Предание, в частности на неканоническое Евангелие Никодима, ученика Христа, который собирал в чашу, то есть Грааль, кровь Иисуса Христа. Он как раз и рассказывает о том, что Иисус спускался в ад, вывел оттуда Адама и Еву и всех ветхозаветных праведников.