Психология на пути духовного исцеления

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Очень актуальная тема, не могу не коснуться сегодня в нашей беседе темы, связанной с таким эмоциональным, иногда телесным состоянием нашего здоровья, потому что очень многие люди сегодня жалуются на такую совершенно незнакомую еще людям лет 20 назад, как панические атаки, как психосоматические расстройства и идут с этим, как правило, к врачу. Как только человек начинает заходить в интернет и забивает там такое словосочетание «паническая атака», или «психосоматическое расстройство», его отправляют сразу же к неврологу, или к психиатру, который лечит фармакологически. В лучшем случае он попадет к когнитивно-бихевиоральному терапевту, который по сути дела является психологом и работает на уровне поведения и установок. То есть человека учат переформулировать свой страх, переучивают его поведенческие реакции, то есть, как сесть, чтобы расслабиться, чтобы страх ушел, о чем думать, чтобы не волноваться. То есть дают некий инструментальный набор, который вроде бы помогает, и он действительно вроде бы помогает.

Мой довольно большой практический опыт показывает, что за паническими атаками, за психосоматическими расстройствами лежит всегда сам человек, его глубокие личностные проблемы и эти проблемы не осознаются. И только тогда, когда мы позволяем вообще войти в эту глубину и себе, и человеку, и сопровождаем его на этом пути, только тогда, когда мы становимся лицом к лицу с той реальной проблемой, которой человек боится, от которой он бежит в страхе, в панические атаки, в психосоматические расстройства, только тогда по-настоящему происходит исцеление. В противном случае один страх уйдет, другой придет. Один симптом уйдет, другой вас настигнет и по сути дела глубокого исцеления мы не получаем.

В каком-то плане я возвращаюсь к понятию бессознательного и к понятию вытеснения, потому что по сути дела, когда человек боится проблемы, когда он не знает, как решить ее и бежит от нее, он ее вытесняет. Куда? Не за дверь, не за окно, не границы своей жизни, он вытесняет ее в самого себя, то есть заталкивает в самую сердцевину «я» и закрывает туда дверь. Одновременно с этим он закрывает дверь в свою душу и там начинает происходить то, что происходит. Такой взрыв, который нас потом опрокидывает во всякие симптомы и страхи. И только тогда, когда эта дверь открывается и мы смело и мужественно, с верой входим в эту затемненную вытесненную реальность, и смотрим на это открытыми глазами, тогда мы в состоянии победить страх и разные симптомы, связанные с тяжелым дискомфортом, часто физическим. Надо понимать, что такой процесс вытеснения, глубокого вытеснения и бегства от реальности нашей жизни, влечет не только панические атаки, влечет не только психосоматические расстройства, но довольно серьезные духовные проблемы.

Так, какие же нарушения духовного порядка влечет наша внутренняя потеря связи с собой, потеря связи с собственной целостностью, вытеснение наших актуальных проблем и трудностей, от которых часто мы убегаем в болезнь, в психосоматические проблемы, в панические атаки, или просто сидим дома и желательно не выходим на улицу, полагая, что все разрулится само собой? Эти духовные проблемы прекрасно перечислены, когда речь идет о страстях – это уныние, это гордыня, это чревоугодие, это блуд, это гнев и так далее. Почему я так смело объединяю такие разные страсти, такие разные духовные патологии? Потому что, вспоминая учение Евагрия Понтийского, мы опять возвращаемся к тому, что любая страсть паразитирует на том, что не осознается нами, о том, что выходит из поля нашего ума, нашего сознания и нашего по сути дела внутреннего логоса, разума.

Нет возможно смысла так подробно останавливаться на каждой из страстей, но возьмем, например, страсть гордыни. Любой человек, который живет все-таки на основании других ценностей, человек, который разделяет добро и зло и понимает, что не любой ценой стоит достигать результата, что есть такие вещи, которых делать нельзя, даже если это целесообразно. Такой человек понимает, что надо в какой-то момент остановиться. Что происходит с этим ребенком, который пока еще слышит вокруг себя – ты самый-самый-самый, пока еще имеет психологические проблемы – в детском саду, в школе, во дворе, потому что никому не нравится иметь дело с таким ребенком. Что происходит с ним дальше психологически? Он обособляется от этих вредных противных детей, они все дураки, они все ничего не понимают, а я знаю лучше, я умею быстрее, эффективнее и так далее. И он отсоединяется от коллектива, отсоединяется от людей, он забирается в слоновую башню гордости. Еще не гордыни, но уже гордости и постепенно-постепенно обосновывают свою позицию, находя все новые и новые аргументы, утверждающие его в его правоте. Дальше это постепенно превращается в гордыню, он смотрит на людей свысока, при этом он абсолютно эмоционально одинок, психологически обособлен, у него тяжелые проблемы с коммуникацией, он никого не любит и его никто не любит. И он уже в глухой башне под названием «гордыня».

И начинается духовный недуг, у которого, как вы видите, есть свои психологические корни. Точно также мы можем простроить линию, связанную с унынием, начинается все с неуверенности, с состояния, что ты плохой, что ты ничего не можешь, что ты ни с чем не справляешься, ты уходишь, то в меланхолию, то в апатию, то в глухую неуверенность в себе, устойчивую неуверенность в себе. А потом ты начинаешь называть это депрессией. Человек говорит: «Я в депрессии». Но это еще не клиническая депрессия, а психологическое состояние подавленности. И постепенно-постепенно он скатывается в уныние, которое уже можно назвать страстью, потому что он пребывает в этом постоянно. И мы опять видим, что за всем за этим стоит психология, с нее начинается путь в это глубокое состояние страстного уныния.

Раз уж мы сказали несколько слов об унынии, стоит заметить, что нам кажется, что состояние уныния – это такое устойчивое состояние подавленности, вовсе нет. Об этом пишут и святые отцы и это констатируют психологи – это состояние суеты, абсолютной раздерганности внутренней. И по сути дела речь идет, о чем? Я не имею то, что хочу, а то что имею – мне не нужно. Это чувство глубокого неудовлетворения, а вовсе не апатии. Поэтому человек то плачет, то мечется, то завидует, то страдает, то есть он находится как бы все время вне себя самого. И это состояние на самом деле называется унынием, а вовсе не, еще раз подчеркиваю, не депрессивное монотонное, эмоциональное такое, состояние нуля.

Наверное, задача не в том, чтобы пройтись по каждой из страстей, а моя задача состоит в том, чтобы показать, как много психологии лежит под страстью и если мы эту психологию будем игнорировать, ее перешагивать, как бы не видеть и обесценивать, то мы ее не преодолеем. И мы не выйдем к победе над страстью, потому что одной духовной работы здесь в таком устойчивом состоянии явно недостаточно.