Туринская плащаница

Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Под святыней, которая ныне именуется Туринская плащаница, мы подразумеваем ту святыню о которой повествует Иоанн Богослов в главе, когда описывает Воскресение Христово. Речь идет о погребальных пеленах Господа. О них, о погребальных пеленах особенно упоминает святой Иоанн Богослов, останавливает свое внимание именно на этой святыне. Он указывает о том, что, когда Мария Магдалина сообщает, что нет тела Господа во гробе, два ученика Петр и Иоанн бегут, так как Иоанн моложе, он бежит быстрее. И он первый входит, сначала он не зашел во гроб, сначала он видит, что тела нет, сначала входит Петр, потом уже входит Иоанн Богослов и как сказано в Евангелии: «он увидел и уверовал». Вот очень интересный момент, что значит «увидел и уверовал», что он был неверующий до этого – нет. Многие исследователи Туринской плащаницы, как Джованни Новелли, считают, что Иоанн Богослов первый увидел, что, во-первых, пелены лежали так, как были во время похорон, то есть там было тело, но тела там не было и один свиток, то есть то, что называется судариум Господа, плат, он аккуратно сложенный лежал рядом. Это очевидно Иоанна Богослова поразило, и он именно в своем Евангелии уделяет этому особое внимание. Некоторые считают, что он первый увидел, что на погребальных пеленах возможно отразился лик Господа. В этом нет ничего удивительного, потому что Иоанн Богослов единственный из апостолов присутствовал непосредственно на погребении, по крайней мере он оставил там свое Евангелие, остальные апостолы в тот момент казни и погребения Господа их не было. Был Иоанн Богослов, святой Иосиф Аримафейский и жены мироносицы, святой Никодим был еще.

Итак, погребальные пелены с тех самых пор, после того, как Христос воскрес, становятся, как и прочее – крест, гвозди, становятся символом победы жизни над смертью. И можно с большой уверенностью допустить, что уже Иоанн Богослов взял эти пелены и сохранял их, как некую реликвию. Традиция сохранения тех, или иных вещей, связанных с жизнью Спасителя, Божьей матери, даже святых апостолов, она достаточно ранняя и базируется на совершенно твердом убеждении, что, если человек, как мы вспомним книгу Деяний апостольских, благодать Святаго Духа настолько сильно через апостолов действовала, что люди искали просто возможности прикоснуться к ним, хотя бы к краю одежды и те, кто с верой, безусловно с верой, прикасались, те получали и просвещение, и даже подчас исцеление. То есть эта традиция на самом деле – традиция первых веков христианства, которую явно мы видим с вами и в Евангелии, и в Деяниях апостольских, для этого есть безусловное обоснование.

Итак, погребальные пелены Господа сохранялись у святого Иоанна Богослова и не случайно, уже даже тогда, когда Церковь выходит из катакомб в IV, эта святыня начинает упоминаться, упоминаться среди паломников, которые начинают посещать и в IV, и в V, и дальше в VI веке прежде всего Иерусалим и все те места, которые были связаны с присутствием Господа, Божьей Матери и святых апостолов и с достаточно большой долей уверенности можем сказать, что до V века, по крайней мере на это есть указания некоторых паломников, погребальные пелены Господа находились в Иерусалиме, а потом они были перенесены в город Эдес. Но по крайней мере опять же тот же исследователь синдолог Джованни Новелли говорит, что знаменитое перенесение в 944 году то, что мы почитаем, как перенесение нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь – это все-таки речь идет о погребальных пеленах, то есть непосредственно о Туринской плащанице.

Но уже в 1201 году мы имеем совершенно четкое описание этой святыни, причем этой святыни, как давно находящейся в Константинополе. Это связано с личностью замечательного интеллигента, богослова, епископа – Николая Месарита, который некоторое время в том числе окормлял храм Фара у маяка – эта церковь с особым статусом, в ней часто служил император и в этом храме находилось очень много святынь, в том числе и святой терновый венец, копие и среди прочих погребальные пелены Господа. То есть у нас имеется уже к 1201 году достаточно четкое описание этой святыни. Более того, очень многие латинские путешественники в Константинополе до четвертого крестового похода, то есть до 1204 года бывали в Константинополе и часто видели, особенно в Страстную пятницу, как для поклонения вывешивался лик Господа, очень явно проявленный на ткани. Это в принципе, впоследствии, когда Туринскую плащаницу исследовали, на ней как раз обнаружили совершенно четкий след от перекладины, то есть она долгое время находилась в таком состоянии, как описывали паломники, которые видели образ Христа еще до четвертого крестового похода. Ну и разумеется во время четвертого крестового похода, когда варварски Константинополь был захвачен крестоносцами, разорен, эта святыня настолько была важна, что вообще ее стремились получить очень многие люди и в принципе в императорском дворце, там кругом Константинополь был отдан на разграбление, творились огромные безобразия, которые были описаны не только восточными, но и латинскими авторами в городе, но сам дворец и непосредственно те храмы, которые сохраняли большие святыни, они были взяты под охрану, непосредственно от тех людей, которые участвовали в крестовом походе. И тем не менее, то, что… нашли все – сохранили терновый венец, описали, сохранили копие, гвоздь, а вот Туринская плащаница, или погребальные пелены исчезли. Они исчезают и в следующий раз официально были объявлены только во второй половине XIV века.

Такой есть ученый английский Вильсон, он считает и не без основания, это действительно так, что единственный, кто мог дерзнуть похитить в той ситуации на таком уровне такую святыню, очень важную, значимую – это был всесильный орден тамплиеров и именно у них, у его наследника, у человека, предок которого принимал участие в четвертом крестовом походе – это Джоффри де Шарни и была она впоследствии обнаружена. И спустя достаточно большое количество времени, когда и сам орден был уничтожен, никто не был связан с клятвой, даже более того, прервалась династия Капетингов, то есть умер давным-давно и Филипп Красивый, который уничтожал этот орден, то есть, спустя большое количество времени, эта святыня была официально предъявлена в личном поместье Джоффри де Шарни. И с тех самых пор она уже описана и ее путь прослеживается достаточно четко исторически.