открытые лекции журнала «Фома»
Религия и живопись: от Возрождения до современности
Когда закончилось древнерусское искусство и как развивалась иконопись после этого? Какие новшества привносила каждая эпоха и что связывает светское и церковное искусство? Почему евангельская тема актуальна всегда и как она отразилась в XX веке?
ПОЛНОЕ ВИДЕО
О чем рассказывает наскальная живопись? Почему искусство связано с верой? В чем разница подходов древнерусских иконописцев и мастеров эпохи Возрождения? Как на искусство повлияло разделение Церквей?
ЛЕКТОР КУРСА
Ирина Языкова
Искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии
Короткие лекции
Иконы Грозненского времени
Когда и почему закончилось древнерусское искусство? И какие страшные события времен Ивана Грозного отразились в иконах?
Споры о Троице и Стоглавый собор
Что было предметом первых богословских споров об иконах и как было вынесено решение о запрете на изображение Бога Отца в виде старца?
Симон Ушаков и школа Оружейной палаты
Где располагался иконописный цех в XVII веке? Что такое «живоподобное искусство»? И как ощущали себя иконописцы этой эпохи?
«Христос в пустыне. Иван Крамской
В каких условиях создавались работы Ивана Крамского на религиозные темы и почему его картина «Христос в пустыне» вызывала споры и тогда, и сейчас?
Явление Мессии. Александр Иванов
Кто неожиданно для самого автора стал главным героем картины? И смог ли Иванов «оживить» Евангелие в изобразительном искусстве?
Как икона переродилась в картину?
С какими трудностями столкнулись иконописцы в XVIII веке? Как на иконопись влияет барокко? Что объединяет светское и церковное искусство?
Николай Ге: какого Христа увидел художник?
Как развивалась Евангельская тема в творчестве Николая Ге? Что пытался показать художник через свои изображения Христа и почему его работы запрещали цензоры?
Василий Поленов: жизнь Христа в картинах
Чем Христос Поленова отличается от Ге и Иванова? И как художник в своем творчестве предвосхитил кинематографические разработки образа Христа?
Серебряный век — время великих надежд
Кто из русских авангардистов обращался к евангельскому сюжету? И как художники Серебряного века трансформировали христианские образы?
Виктор Васнецов и Михаил Нестеров
Как Михаил Нестеров и Виктор Васнецов пытались приспособить искусство модерна к церковным целям и почему этот путь оказался тупиковым?
Малевич и Кандинский
Какие апокалиптические начала несет в себе «Черный квадрат» Малевича? Почему Кандинский — райский художник? Как передать пейзаж через абстракции?