Иерей Антоний Лакирев, специалист по Новому Завету
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Христианство и сейчас феномен чрезвычайно молодой, новый и только начинающийся, а уж тогда, почти две тысячи лет назад, это было вообще неожиданное явление, и мало кто вообще мог ориентироваться в том, где правда и неправда. Единственным якорем, тем, за что держались эти люди, были рассказы об Иисусе, то, что они передавали из уст в уста, редко что удавалось хранить в письменной форме. Поэтому в каком-то смысле неудивительно, что из окружающего мира культуры в Церковь все время пытаются просочиться какие-то вовсе чуждые идеи и практики.
Еще нет твердого понимания, как отличать «наше» от «ненашего», правильное от неправильного, поэтому иногда кажется, что это совершенно нелепый взгляд, который надо бы отвергнуть, но для христиан того века это всегда происходит через некоторый душевный труд. Меньше в I и гораздо больше во II и III веках почти в каждой крупной христианской общине мы видим, как приходится обдумывать и конкретизировать свои взгляды, свои представления о правде Божьей и о Христе перед лицом того, что в конечном итоге начинают называть заблуждениями, разных глупостей, которые так или иначе просачиваются из окружающего мира.
Люди думают о своих взглядах и формулируют их, глядя на Христа, не из общетеоретических положений. Здесь еще не развивается никакой страшно сложной и многотомной религиозной философии, здесь люди смотрят на Христа и думают о том, где правда и где нет. И, как правило, отвергают взгляды, которые не соответствуют их вере, именно таким довольно простым путем. Это очень важная вещь – христиане того времени учатся думать, учатся формулировать свои взгляды, очищать их от каких-то неточностей, человеческих заблуждений. Как выражается апостол Павел: «Бойтесь, чтобы кто не увлек вас бабьими баснями». Для того чтобы этого действительно избегать, становится нужным научиться дискурсивно говорить о своей вере, рационально осмысливать ее.
В первые три столетия этот путь еще только начинается. В условиях возникших гонений для христиан было чрезвычайно важно самим себе ответить на вопрос, что происходит, почему происходит этот непримиримый конфликт с окружающим миром и как к этому относиться Как, например, относиться к власти? Но и как относиться к людям, которые не являются государством и тем не менее тоже ненавидят христиан. «За Тебя убивают нас каждый день», – говорит псалом, и христиане знают об этом. Но все-таки необходим некоторый ответ на то, как это все выглядит перед лицом Бога, перед лицом смерти и воскресения Христова, для христиан первых веков чрезвычайно важно. И здесь тоже есть поучительные вещи, которые они тогда для себя поняли и которые важны для нас.
Во-первых, представление о том, что никто не имеет права посягать на человеческую совесть. Собственно, свобода совести – это завоевание христиан, которые завоевывали ее для себя. Если бы не мы, его бы не было в этом мире.
Второе, что чрезвычайно важно, – это то, что можно назвать функциональным отношением к государственной власти. Христиане первых столетий отказались считать осмысленной претензию цезарей на власть хотя бы в духовной сфере. Да, пишут апостолы в своих письмах, конечно, власть нужна, для того чтобы человеческая жизнь не превратилась в хаос и чтобы мы не были похожи на стаи гиен. Это упорядочение жизни – вещь ценная, но при этом, как пишет Павел, нет власти, если она не от Бога. Если она от Бога, тогда эта власть имеет право на существование. А если это плод человеческого безумия, нет. И Римская империя долго, до самого конца не могла простить христианам этого несогласия обожествлять даже не столько цезарей, сколько сам феномен власти. Христиане согласны считать его необходимым, это само собой разумеется, нечего и обсуждать.
И, наконец, еще очень важный момент, который наблюдается в первые столетия, – это постепенное исчезновение почти, а, может быть, и всех перегородок. Внутри христианского мира возникает такая своего рода христианская глобализация, которая подразумевает, что не имеет значения ни происхождение человека, ни его национальность, ни социальный статус и т.д. Об этом пишет еще апостол Павел в середине I века. Но потрясающие и поразительно то, что это не остается идеей для христиан I века, и вполне нормальной ситуацией является, когда на западе христианской империи лидером христианской общины становится человек, родившийся на персидской границе. На севере знаменитым членом общины становится человек, родившийся в египетской пустыне, потому что все эти люди чувствуют себя учениками одного и того же Иисуса Христа. И их взаимоотношения со Христом гораздо важнее всего остального, что так или иначе разделяет и даже определяет нас в этом земном пространстве.
Мне кажется, что самое удивительное – это умение христиан первых столетий придерживаться подлинной иерархии ценностей. Отношения с Иисусом на первом месте, все остальное – следствие, конечно, оно тоже важно, но не настолько. Это драгоценный навык, без которого, на самом деле, очень трудно быть христианином.