Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
В 1920-е годы внутри большевистской партии происходит очень серьезная, очень острая борьба за власть и влияние. Во многом эта борьба была связана не только с именно борьбой за власть, это также касалось выбора экономического развития страны и касалось судьбы в целом большевистского движения.
Как известно, среди преемников Владимира Ильича Ленина, который считался неоспоримым лидером большевистской партии, было несколько человек. Сам Владимир Ильич, насколько известно, более всего благоволил к Зиновьеву, которого он считал наиболее ярым сторонником мировой революции и с которым у него сохранялись наиболее теплые отношения. Однако Зиновьев ни сам не высказывал каких-то властных полномочий, ни вызывал такого же авторитета среди однопартийцев.
К 1922-1923 года внутри большевистской партии формируется два основных центра. Первый центр – это Иосиф Сталин, который становится генеральным секретарем партии и благодаря этой чисто бюрократической должности фактически полностью занимается кадровой политикой и подбирает кадры, которые ему были лояльны. И Лев Троцкий, который возглавлял Реввоенсовет республики, считался, в определенной степени заслуженно, строителем вооруженных сил Красной армии и который опять-таки считался теоретиком и ярым сторонником мировой революции. И между этими двумя центрами разумеется впоследствии формируется две группы основные, борьбы внутри большевистской партии.
Очень интересно, что в 1922 году Ленин пишет знаменитое письмо к съезду, где дает очень нелестные характеристики обоим. И самая нелестная характеристика выпадает на Сталина, где он пишет, что Сталин слишком груб и этот недостаток, вполне терпимый, в среде и общениях между нами коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от товарища Сталина только одним – да, это тем, что он более терпим, более лоялен и более вежлив. И так далее… Сталин, когда опубликовали это письмо, а прочитала его Надежда Крупская уже в тот самый момент, когда Ленин находился при смерти, и это вызвало конечно бурную дискуссию. Сам Сталин сработал тогда очень четко, он предложил покинуть пост генерального секретаря, но вместо этого, так как больший кворум на пленуме составляли его сторонники, то ему удалось выйти из этого. Более того, Зиновьев и Каменев, как двое таких в принципе противника Сталина внутрипартийных, после смерти Ленина посчитали, что Троцкий им будет гораздо более опасен. Это сформировало внутреннюю коалицию Сталина, Зиновьева и Каменева, в результате которой Троцкий был лишен поста председателя Реввоенсовета республики – наиболее влиятельного поста, который он занимал.
Однако же в течение следующего года Зиновьев и Каменев во многом одумались, скажем так, от своего этого поступка. Что привело к появлению так называемой новой оппозиции 1925 года на XV съезде РКПБ, тот самый съезд, который переименовал РКП(б) в ВКП(б). На этом съезде было уже поздно, потому что большая часть большевиков, приехавших на съезд, они конечно же были сторонниками Иосифа Сталина. Здесь огромную роль сыграло то, что Сталин сумел выйти на союз с очередным своим будущим врагом – Николаем Бухариным. И благодаря Николаю Бухарину в ЦК были введены другие сторонники Сталина, те самые люди, которые с ним уже не расстанутся вплоть до его смерти, до 1953 года – это Молотов и Ворошилов – два его основных таких боевых слона, если так можно выразиться. Это привело к очередному поражению Троцкого.
Последняя попытка – это так называемая объединенная оппозиция, закончилась она тем же год спустя в 1926 году и последним, практически таким уже криком отчаяния Каменев, Зиновьев, Троцкий выступили уже на людях, в публичном пространстве, как бы сейчас сказали – это была демонстрация на Красной площади, посвященная 10-летию Октября с альтернативными, в отличие от Сталина, лозунгами. Эта демонстрация была разогнана, Зиновьева и Каменева исключили из партии, Троцкого тоже исключили из партии, но менее значимых участников демонстрации репрессировали, то есть сослали в лагеря. Среди них был, кстати, знаменитый русский писатель – Варлам Шаламов, тот самый, который известен тем, что впоследствии очень много писал о лагерной жизни. Зиновьев и Каменев в первый раз покаялись в 1928 году, и Сталин милостиво уступил им и дал возможность снова вступить в партию, а Троцкий же был тогда выслан, сначала в Среднюю Азию, а после этого выслан из страны. Он очень долгое время скитался, так как дипломатия Советского союза набирала силу. Предпоследней страной, которая его приняла Норвегия, после Норвегии он эмигрировал в Мексику и там, как известно, был в последствии убит Рамоном Меркадером. Рамон Меркадер отсидел в мексиканской тюрьме 20 лет и во время этого был награжден званием Героя Советского союза – это по личному распоряжению Иосифа Сталина. Таким образом к концу 1920-х годов – 1928-1929 год – это время формирования единоличной диктатуры Иосифа Сталина, время начала тоталитаризма.