Закрепощение прихода

Алексей Беглов, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

В 1808 году была проведена одна из важнейших реформ в истории русской Церкви, которая создала новую и принесшую замечательные плоды систему духовного образования и духовной науки. Но одновременно с этой реформой, вернее в рамках этой реформы в очень жесткие условия была поставлена самая массовая структура церковного организма – православный приход.

Вот это одна из таких интересных деталей всей истории синодального периода. Высота достижений в церковном, или государственном строительстве идет бок о бок с достаточно неоднозначными решениями, которые порождают долголетние кризисные явления.

Как была связана реформа духовных училищ с реформой православного прихода? Дело в том, что, выстраивая трехступенчатую систему духовного образования из духовных академий, семинарий и духовных училищ, государство не собиралось эту систему финансировать. Взять средства на обучение духовенства предполагали из приходской казны, а для этого собственно деньги, сбережения приходов нужно было изъять и в последующем изымать их ежегодно. Поэтому в контексте реформы духовного образования была предпринята и реформа приходской экономики.

В 1808 году издается особый документ – инструкция церковным старостам, которая четко регламентирует обязанности этой должности. Вообще церковные старосты существовали и раньше, и до синодального периода, и в XVI-XVII веках. Это были выборные прихожан, которые отвечали за церковное хозяйство. Но теперь, хотя прихожане по-прежнему обязаны избирать церковного старосту, сам староста оказывается зависим прежде всего от епархиальной власти и от клира. Он обязан собирать средства церквей, прежде всего свечной сбор, а это главная статья дохода приходской церкви и целиком передавать свечной сбор на нужды духовных учебных заведений, передавать его в епархию. Клир при этом обязан тщательно следить за действиями старосты, чтобы староста что-то не утаил и передавал свечной сбор в полном объеме.

Таким образом фактически формируется новое обязательство церковного старосты, в корне отличное от тех прежних обязательств его, как хозяйственного представителя приходской общины. Фактически речь идет о том, что приход, община отлучается от собственного церковного хозяйства, которое формируется на пожертвования прихожан. Теперь староста, подчиненный клиру, и соответственно клир, подчиненный епархиальному начальству, полностью контролируют эти финансовые потоки.

Реформа эта имела далеко идущие последствия. Прежде всего, она привела к заметному и очень быстрому отчуждению между прихожанами и приходским духовенством. Духовенство было заинтересовано в этих средствах, поскольку именно его дети обучались в новых реформированных учебных заведениях, а прихожане смотрели на это, как на изъятие своих собственных пожертвований из кассы приходской церкви, причем на изъятие в пользу сословных духовных учреждений, в пользу собственно духовного сословия – священников.

Параллельно развивается и такая ситуация, как теневая экономика, поскольку, особенно по началу, старосты ведь не сразу превратились в поверенных клира и епархиальной власти, они прежде всего были поверенными прихожан и поэтому они пытались утаить какую-то часть свечных денег, не отдавать их в пользу епархиального начальства. Развивается теневая экономика, которая конечно уже на следующем этапе ведет к масштабным финансовым злоупотреблениям, или, как выражались современники уже в 1860-е годы, к узаконенному святотатству.