Если не иудеи, то кто?

 

Иерей Антоний Лакирев, специалист по Новому Завету

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

В середине I столетия римская государственная власть, как религиозная, так и полицейская, в сущности, не различает христиан среди общей массы иудеев. И у нас в «Деяниях», и у некоторых римских историков того времени есть указания на события, когда, скажем, император Клавдий, видя, что иудеи Рима спорят, волнуются, у них возникают какие-то беспорядки из-за, как пишет Светоний, «какого-то Христа». Светонию это совершенно не интересно, поэтому он не вникает в причины беспорядков среди иудеев, пишет только о том, что Клавдий изгнал из Рима всех: верят они в какого-то Христа или нет. Но, повторю, что какое-то время христиане держатся среди иудеев и таким образом оказываются избавленными от опасности преследования.

Как только где-то иудейской общины нет, а христианская появляется – так ведь тоже бывает – немедленно оказывается, что христиан обвиняют в атеизме. Это тоже ирония истории, потому что первыми, кого обвиняли в атеизме, были именно мы, хотя мы об этом успешно забыли за две тысячи лет. Вот они не чтут ни земных, ни небесных, ни подземных богов, в том числе и гений императора. Иногда иудеи этим пользуются, указывая на христиан пальцами, и говоря, что это не какие не иудеи, поэтому все те преимущества, которые есть у нас, иудеев Римской империи (а их было много), не распространяются на христиан.

Когда в 66 году начинается война в Иудеи, для самих иудеев становится ясно, что самый простой способ бороться с назарянами – это честно говорить римской власти, что эти назаряне не являются иудеями. За пределами Палестины, в языко-христианских общинах в большинстве случаев это является правдой. Тем более что эти языко-христане, то есть христиане из язычников, не принимают обрезания. И никакого вранья в том, что они не иудеи, естественно, нет.

Возникает следующая проблема – какой статус найти тогда в Римской империи для этих нарождающихся общин. Потому что, помимо своей религиозной нетерпимости, Римская империя была и политически чрезвычайно подозрительной страной. Подозрительной в смысле паранойи, царствовавшей во дворце Цезаря. Это государство, которое все время боялось заговоров, собственно, они в них все время и происходили, и поэтому последовательно запрещало одну за другой практически любые формы гражданской активности во всех слоях населения. Это не только боязнь восстания рабов, но и боязнь политических партий среди свободных. Собственно говоря, еще со времен Корнелия Суллы, то есть за добрых полтора столетия до новозаветных событий, в Риме одно за другим запрещаются самые разные гражданские объединения: уличные коллегии, религиозные группы, профессиональные союзы, что угодно, все, в чем действующий в данный момент властитель, видит угрозу заговора. И к середине I века  запрещено на букву «ф» – фсе, то есть вообще любые формы гражданских объединений запрещены в Римской империи.

Если это не дозволенная религия, тогда что это? Это не может быть гражданской коллегией. Каков ее правовой статус. А правовой статус означает, собственно говоря, защиту от преследований. И в этих обстоятельствах христиане были вынуждены найти для себя некоторый способ существования, который бы позволил их общинам жить, как выражается апостол Павел, занимаясь своим делом, а не в постоянной борьбе за выживание с государственной машиной.