Трансгуманизм как эволюционная утопия. Часть II

 

Владимир Катасонов, доктор философских наук.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Мечта о создании такого мыслящего искусственного существа, на самом деле, идет через всю историю человеческой культуры. И первые движущиеся автоматы были уже в античности, немало их строили в Средневековье: например, «автоматы», играющие в шахматы, правда, когда начинался пожар, из этого «автомата» выскакивал и убегал карла. Дело не в этом, а в том, что сама по себе идея всегда была востребована.

С созданием же информационных технологий, разработкой специальных языков, на которых записываются программы, эта идея стала находить себе все большее воплощение. Сначала это были первые вычислительные машины, арифмометры, которые в XVII веке строил еще Блез Паскаль. Потом уже в XVII веке Лейбниц обнаружил, что любую фразу любого языка можно записать на языке нулей и единиц, определенным образом закодировав алфавиты этих языков. Тем самым язык нулей и единиц оказался универсальным языком, Лейбниц даже называл его «адамовым языком». И как только появилась возможность моделировать эти нули и единицы с помощью каких-то электромагнитных реле или с помощью электронных элементов в XX веке, то сразу стали создавать программы, которые управляют этими механизмами, играют своего рода роль души искусственного существа.

На пути создания этих механизмов, моделирующих человеческие действия: человеческие руки, ноги, зрения стояло очень много проблем, и к сегодняшнему дню они уже отчасти решены. Например, человеческая нога – это чудо: как она приспосабливается к неровностям почвы и т.д. Но отчасти здесь уже есть некоторое решение. Проблема распознавания образов – как наше зрение воспринимает предметы – тоже очень сложная проблема, которая остается до сих пор, разработки ее продолжаются, но тем не менее отчасти она была решена.

И наконец, идея создания искусственного существа. Вместе с этой идеей, уже выдвинутой организационно, встают вопросы: что нам в этом не нравится и возможно ли это? Вопрос «Что нам в этом не нравится?» – очень важен, и ответить на него могут только христиане. Очень важно – уметь отвечать на этот вопрос. Потому что, даже если это не возможно, это не может остановить человека. Есть многие невозможные вещи. Коммунизм тоже невозможен, но тем не менее коммунизм бессмертен: в каждом поколении будут находиться люди, которые будут считать, что если мы уничтожим всех злодеев и эксплуататоров, то построим счастливое общество. И мы видим это и в нашей в частности стране.

Действительно ли это возможно или нет – это другой вопрос. Я сейчас просто скажу о возможности этого проекта. Проект построения такого искусственного человека невозможен по некоторой принципиальной причине. Дело в том, что основой всех высших способностей человека является то, дарованное ему Богом качество, которое называется свободой. Как говорил Кант, это начинать новый причинный ряд, но безо всякой причины, начинать недетерминированно. При всем богатстве возможностей информационных технологий моделирование именно свободы никак не удается, потому что вся работа информационных устройств абсолютно детерминирована. Как сделать, чтобы было свободное решение, непонятно. Есть различные попытки в этой науке, тем не менее это непонятно, потому что свобода представляет собой некую тайну бытия человека, как  и бытия Бога. Но на основании свободы как раз и существуют все высшие способности человека: творчество, восприятие красоты, любовь и т.д. Поэтому создать искусственно существо, которое было бы равно по своим возможностям человеку, не удастся никогда. Тем самым проект трансгуманизме есть некая новая утопическая теория.

Так что как бы мы ни продвигались в создании достаточно совершенных искусственных существ, и это продвижение идет: появляются роботы, которые могут совершать определенные операции: убираться по дому и т.д. – это продвижение будет идти, а вот создание такого человека… Уже такие функции человека, как написание стихов или музыка – все, что связано с творчеством. Когда мы читаем стихи, написанные машиной, то поражаемся, как соблюдены все ритмические нормы, рифмы и т.д., но тем не менее стихи эти не имеют абсолютно никакого смысла. Оказывается создание стихов, эта сложная ассоциативная игра в восприятии, связана с глубинами разума и в конце концов связана со свободой.

Заканчивая эту лекцию, позволю привести отрывок из моей статьи на эту тему:

«Сегодняшняя цивилизация ставит перед человечеством серьезнейшие вопросы, касающиеся понимания самой природы человека. Проблема антропологии становится актуальнейшей из проблем. В зависимости от того, как мы мыслим человека, какое содержание мы вкладываем в это слово, мы будем воспитывать, развивать человека, лечить его и все общество. А благодаря современным технологиям, это развитие человека может идти очень далеко… Нужно отчетливо понимать, что для чисто гуманистического, безрелигиозного понимания нет и не может быть никаких границ на пути технологического экспериментирования и утопического проектирования человека и сущего. И в этом случае экспериментирование неизбежно  будет порождать множество уродств и трагедий».

Что из того, что машина не может писать стихи? Дело в том, что и далеко не всем людям стихи доступны и нужны. По существу, приравнивание человека к машине есть такая дегенерация человека.

«Только если наша наука будет соотноситься со знанием, данным нам в откровении самим Богом, с тем пониманием человека, которым человечество веками сохраняло в  библейской традиции, только тогда мы сможем справиться с «джиннами», выпускаемыми современной наукой».