Анастасия Занегина, специалист по кельтскому искусству
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Середина VII–начало IX века – это особый период в развитии кельтского искусства – иллюминирование рукописей. Это процесс украшения рукописей цветными миниатюрами и орнаментами в Средние века. К этому периоду кельтского художественного искусства относится создание такие шедевров, как книга из Дарроу и Келлская книга.
Вообще, рукописи этого периода распадаются на два типа. Первый тип – это Евангелие, хранившееся на алтаре, а второй тип – это маленькие переносные книжечки, которые всегда находились под рукой.
Самая поразительная древняя иллюминированная, созданная в середине VII века – это небольшое Евангелие, которое называется книга из Дарроу. Самая замечательная черта этой книги – страницы, на которых изображены символы четырех евангелистов. Создатель книги намеренно избегал реализма в изображении людей. В результате рисунки стали напоминать изображения святых на иконах. Орнамент рукописи традиционный – линейный спиральный. Витиеватые украшения ковровых страниц (ковровая страница – это левая страница, лежащая перед началом текста) книги из Дарроу содержат более древние ленточные узоры, которые можно встретить на древних кельтских крестах.
Самым знаменитым кельтским сокровищем является Келлская книга, датируемая началом IX века. Существует несколько версий происхождения Келлской книги. Согласно главной из них, она была создана в скриптории монастыря святого Колумбы на острове Айона, а затем перевезена в Ирландию, в Келлский монастырь. Монастырь Келлс нередко подвергался норманнским набегам, но Келлской книге удалось чудом уцелеть. А с середины XVII века Келлская книга хранится в Дублине, в Тринити колледже.
Книга Келлс довольно объемна, состоит из толстых пергаментных страниц. Келлская книга включает четыре Евангелия. Сохранился текст предисловия, а также полный текст Евангелий от Марка, Матфея, Луки, а текст Евангелия от Иоанна, к сожалению, сохранился не полностью. Вступительная часть Келлской книги предварялась изображением Богородицы с Младенцем.
Далее каждое Евангелие имело определенное построение. Оно начиналось со страницы с тетраморфом – символами четырех Евангелистов: Матфей в виде ангела, Марк в образе льва, Лука в виде тельца, Иоанн в образе орла. Далее следовала пустая страница, после шел портрет евангелиста. Далее первая текстовая страница Евангелия, которая всегда была испещрена узорами. Особенно обильно были украшены первые слова каждого Евангелия. Так что среди этих узоров было сложно заметить сами слова. Некоторые средневековые авторы отмечали, что Келлская книга обладает такой красотой, что, скорее, ее создал ангел, чем человек.
Ученые полагают, что Келлская книга была создана несколькими иллюстраторами. Был проведен анализ особенностей манускрипта, при котором были выявлены стилевые особенности каждого из мастеров. Один из создателей мог работать в настоящей микроскопической технике: он украшал страницы мельчайшими деталями. Хороший тому пример – это страница с изображением Христа, над плечами которого располагаются павлины. Сделать это без какого-либо увеличительного стекла было бы практически невозможно. На других иллюстрациях мы тоже можем наблюдать это поистине ювелирное искусство. Например, оформление инициалов или страница с началом Евангелия от Иоанна.
Второй безымянный художник был родом либо из Ирландии, либо из Шотландии. Его стиль более лаконичный, более точный и изящный. Большое значение он придавал форме. В цветовом отношении он был довольно холоден: использовал синий, зеленый, черный цвета.
Третий мастер отличался от своего кельтского коллеги. Скорее всего, он был южанин, возможно, итальянец или даже араб. Здесь налицо пышность и узорчатость стиля. В его цветовой палитре преобладают теплые красные и коричневые оттенки. Он изображал сложные орнаментальные витиеватые композиции. И именно он автор самой известной страницы Келлской книги: монограммы имени Христа – легендарной ХР. Греческие буквы Х (хи) и Р (ро) – это аббревиатура имени Христа. В Келлской книге буква «ро» гораздо меньше «хи» и располагается под ней. Буквы полны различных спиральных и узловых орнаментов, среди них можно заметить изображения ангелов, животных и насекомых. Конечно же, Келлская книга – это предмет для длительного созерцания.
Келлская книга невероятно разнообразна. Здесь мы встретим не только символы евангелистов, но и вкрапления в латинский текст слов на иврите. Изображения фигур здесь гораздо более реалистичны, чем в книге из Дарроу. Все говорит о широком кругозоре создателей Келлской книги. Здесь мы можем заметить черты византийского иконописного стиля или черты коптской традиции. Украшены не только начальные страницы каждого Евангелия. Каждая страница Келлской книги пышно декорирована, и что интересно, ни одно из изображений, ни один узор книги не повторяется.
Келлская книга – это верх развития западной традиции создания манускрипта и настоящее сокровище.