Эпоха Возрождения

Ирина Языкова, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Средние века заканчиваются на Западе эпохой Возрождения. Что это такое? Феномен Возрождения – это сложный культурный феномен, в котором соединилось все: и желание вернуться к античности, минуя Средневековье. Само слово «Средние века» было придумано в то время для обозначения промежутка, некой средней эры между великими эпохами – античностью и Возрождением.

Что возрождали гуманисты и художники в это время? Все это не просто, потому что представление об античности у них было свое, и очень часто это было представление о христианской античности. Не всегда они уходили в античность языческую, хотя известно, что многие из них поклонялись тому же Платону и почитали античных мудрецов, считая их своего рода пророками до Христа. Кстати, эта мысль не была чужда и святым отцам на Востоке.

Самое главное, что открыла эпоха Возрождения, – человека, и это тоже религиозный феномен. Как в античности человек был мерой всех вещей, так и здесь. Но поскольку это была все-таки христианская эпоха, то человек стал пониматься как вершина творения, как тот, кто превзошел всех и может реализоваться как творец. Поскольку человек создан по образу и подобию Божию, гуманисты выделяли прежде всего творческий момент. Если исихасты говорили об обожении – о том, что человеческая природа достигает максимума через связь с Богом в свете Преображения, то на Западе выделили момент творчества. Поэтому самым главным для Возрождения было то, что человек – венец творения и творец по своей природе.

Человек перед Богом и человек среди природы – это была главная религиозная идея художников эпохи Возрождения. И это видно в портрете. Неслучайно портрет выделяется как, может быть, один из главных жанров эпохи Возрождения. Мы видим человека на фоне пейзажа. Пейзаж еще отдаленно реалистический, он уде не райский, но идиллический. Если икону называли окном в невидимый мир, и она, как зеркало, отражала небо. То теперь это «зеркало» повернулось и стало отражать землю и самого человека. Человек уже видит себя в этом «зеркале». Мы опять можем выделить связь живописи и религии именно в том, что человек видит себя в этом «зеркале» идеальным, таким, как он думает, его создал Бог.

Правда, гуманисты не всегда учитывали фактор падшести природы, как бы чуть-чуть его миновали. Поэтому, скорее, это представление о человеке как некоем идеале – человек, созданный по образу Божьему, созданный как творец, созданный прекрасным, гармоничным. И таким гармоничным существом его и пытается изобразить художник Возрождения.

И мы видим завоевание пространства. Можно проследить, как идет завоевание пространства от Джотто, впервые построившего как бы пространственную коробку, где линии сходятся на горизонте, до Рафаэля, который уже вроде бы делает свободный пейзаж с пространственными планами, и Леонардо, разработавшего целую систему световоздушной перспективы сфумато, где видно не только уходящие вдаль предметы, но и сгущающийся воздух. За три века с XIV до начала XVI века (Высокое Возрождение) живопись сделала огромный скачок в завоевании пространства.

Почему это было сделано? Потому что человек иначе почувствовал себя в этом мире. Мир уже не замкнутая, а разомкнутая система. Начинается Великая эпоха географических открытий, мир уже не европоцентричен, и это уже отражается и в искусстве. Меняется представление человека о мире, о себе, своей связи с Богом – и меняется искусство. Ни один художник не изобретал свой стиль. По крайней мере в классические эпохи. Мы не говорим о сегодняшних художниках, которые могут изобрести все что угодно от ветра головы своея. В классике всегда было так, что меняется представление о мире и меняется искусство.

Как раз изобразительное искусство дает нам гораздо больше возможностей увидеть эти изменения, эти шаги продвижения человека в этом мире, в познании и самого себя, и этого мира, чем даже литературные произведения. Хотя, конечно, любое искусство отражает мировоззрение человека. Но именно портрет и завоевания перспективы в искусстве Возрождения показывают нам, что действительно человек эпохи Возрождения – это уже не человек Средневековья, не человек традиционной культуры, в которой все выверено, все иерархично, задано символично, все дается в связи с Богом, Церковью, литургией.

В культуре Возрождения человек уже самостоятелен. Да, он перед Богом, он в природе. Но в природе он одинок, возьмите любое изображение: Джоконду, мальчика на фоне пейзажа у Пинтуриккио или любой другой портрет, мы видим, что человек выделился из природы, но с ней не связался. Он выделился из общества, но не чувствует связи с другими людьми. Даже в групповых портретах, чем, например, увлекалось искусство Голландии, каждый человек находится отдельно, хотя все стоят или сидят вместе. Например, портреты «Синдиков» или попечителей богоугодных заведений. То есть при этом человек познал еще и одиночество. Об этом чуть позже будет хорошо говорить Паскаль: одиночество человека во вселенной.