Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Говоря о совести, стоит обратиться подробнее к двум писателям. В первую очередь это Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и его роман «Господа Головлевы» и Федор Михайлович Достоевский, во многих романах которого подробно говорится о совести, но мы остановимся на романе «Преступление и наказание».
Интересно, что в этих двух романах показаны два пути совести, по которым может идти человек в общении со своей совестью и к чему они могут его привести.
Если мы вспомним сюжет романа «Господа Головлевы», то увидим умирающую дворянскую семью, в которой есть мать, отец, их дети и есть один персонаж, которого зовут Порфирий Петрович, но все зовут его Иудушка. Иудушка Головлев – это человек, который обманным, хитрым путем губит всю свою семью, для того чтобы прибрать к рукам все имение, в котором он потом и живет. И Салтыков-Щедрин показывает мир Иудушки как мир совести, с которой он договорился, как мир спящей совести.
Иудушка живет сознательно подлой и хитрой жизнью, и удивительно, что постепенно в нем начинает просыпаться совесть. Собственно, просыпается она в нем в последней главе романа, главе чрезвычайно страшной по глубине описания нравственных мучений, которые открывает перед нами Салтыков-Щедрин. Дело в том, что совесть Иудушки вполне можно сравнить с совестью Иуды Искариота, которая не помиловала его, хотя он и раскаялся, которая его погубила.
Некоторое пробуждение Иудушки начинается с того, что к нему приезжает одна его далекая родственница, которую он когда-то не поддержал и не хочет поддерживать и дальше. В итоге она бросает ему некоторый вызов, рассказывает о своей погубленной жизни, требует любви и внимания. Иудушка вроде бы хитрит, говорит какие-то скользкие фразы, но в то же время все в его жизни переворачивает один день. Это Страстной Четверг, когда он едет в храм и слушает там Евангелие Страстей. В этот момент он вдруг ощущает, что Христос, умирая на кресте, прощает всех людей и умирает за то, чтобы они жили, умирает за их чистоту, за возможность этого очищения. Иудушка возвращается домой и в ужасе ходит всю ночь перед иконами, пересказывает все той самой племяннице, которая к нему приехала, и с удивлением говорит: ты знаешь, Он ведь всех простил, не только тех, кто тогда поил Его оцетом и желчью, но и всех, кто сегодня распинает Его своими грехами. И потом говорит: Он простил тех и меня тоже простил. И Иудушка умирает на пути к могиле матери. Сам он себя простить не смог и не позволил простить себя Богу. То есть его совесть, и Салтыков-Щедрин прямо об этом пишет, его уничтожила. Совесть грешника, который всю жизнь отказывался от внимания к ней и так или иначе пренебрегал ею, в конце концов погубила его.
Иной опыт и иной путь предполагает путь Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.