Алексей Филиппов, кандидат философских наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Финская образовательная система заинтересовала мировое сообщество впервые, когда она стала участвовать в PISA – международном исследовании, которое посвящено качеству школьного образования для 15-летних школьников. Финны стали первыми в мире.
Действительно эта система крайне интересна. Не вдаваясь особо в подробности структуры финской системы образования, хочется выделить то, что непривычно, что выделяется на фоне нашей системы образования, то, чем она непохожа. Многие говорят, что финская система взяла что-то от советской школы – и да, и нет. Действительно было небольшое советское влияние, оно было через ГДР, но в общем и целом это влияние минимальное. Если мы посмотрим именно на структуру образования в Финляндии, начиная с детского сада и заканчивая высшим общим образованием, то мы увидим, что она очень похожа на царскую структуру, дореволюционную, неслучайно финны входили в состав Российской империи и действительно структура образования очень похожа. А вот содержание образования существенным образом отличается от российского, да во многом и от европейского.
У финнов особое отношение к детскому возрасту. С самого рождения ребенок является полноправным членом общества, ему дают паспорт. Когда ребенок поступает в детский сад, или в школу, обязательное обучение у финнов с семи лет, государство полностью берет на себя все обеспечение для ребенка. При этом сами финны отмечают, что расходы на образование у них далеко не самые большие в мире и даже в Европе, они достаточно скромны, тем не менее, финская система образования дает фантастические результаты.
Итак, во-первых, все обеспечение, включая канцтовары, включая все школьные принадлежности, включая проезд к школе, если ребенок живет более чем в пяти километрах от школы, на такси, берет на себя государство. Питание, уборка помещения, в общем все полностью за счет государства. После окончания детского сада, выпускники детского сада могут поступить в так называемую прешколу, она организуется либо на базе детского сада, либо на базе школ. Это курсы подготовки к школе, они тоже бесплатные. Но здесь дело не в том, сколько выделяет государство на образование, а в том, как организована сама система.
Начнем с детских садов. Каждый детский сад берет за основу либо систему Монтессори, либо Штайнеровскую педагогику – то, что во всем мире считается Вальфдорфской педагогикой, ориентированной на развитие ребенка. И в детских садах уровень образования педагогов воспитателей крайне высок. Во-первых, все воспитатели имеют высшее образование, во-вторых, в детские сады идут лучшие из лучших, туда ведется строжайший отбор педагогов. В Финляндии рекордное количество взрослых на одного ребенка. На одного педагога приходится в среднем 4-5 детей. То есть за детьми присматривают очень хорошо. При этом, это не только присмотр и уход, это реальное развитие. В среднем на одного ребенка, если мы берем с детского сада, до окончания школы, государство тратит около 10 000 евро. Из них родители платят 100-150 евро, реже 200, все остальное берет на себя муниципалитет. При этом, если родители не могут забирать ребенка из детского садика и хотят оставить его на круглые сутки, такая услуга тоже есть в детских садах, они должны доказать, что им это действительно необходимо по работе, а не просто воспользоваться этой услугой, и тогда они дополнительно доплачивают 200 евро за пансион.
Школьное образование. Во-первых, в Финляндии нет никакого отбора. Селекция там просто-напросто запрещена. То есть берут в любую школу всех детей, включая детей со сложностями, с отклонениями в развитии, с умственными проблемами, с проблемами физиологическими. То есть, нет специальных коррекционных школ, все дети обучаются в основном массовой школе. Но к этим детям представлены соответствующие педагоги, тьютеры, которые занимаются специально развитием этих детей дополнительно. В классе как правило два педагога, при этом один занимается непосредственно ведением уроков, второй в большей степени напоминает того же самого тьютера, или классного руководителя в школе, в классе. Если ученик не готов воспринимать информацию, отвлекается, может быть устал, может быть болен, может быть у него есть какие-то проблемы в личной жизни, то второй педагог может с ним отойти, поговорить, чем-нибудь его занять. Более того, если сам ребенок по каким-то причинам не хочет работать сегодня на уроке, в каждом классе есть специальная коррекционная зона, куда он может отойти, расслабиться, полистать журнал. То есть главный принцип – это невмешательство в личную сферу ребенка. При этом в Финляндии стараются крайне замотивировать ребенка всеми возможными и невозможными средствами.
Само здание школы, они все построены по уникальным архитектурным проектам. Финны при постройке любой школы устраивают конкурс и по этому конкурсу отбирали проекты и потом соответственно возводили здания. Образовательная среда там таким образом устроена, что ребенок может быть много времени вне класса. Более того, класс – это очень условное понятие, то есть, есть рекреации, зоны, где тоже могут проходить уроки. И в среднем собственно в классе ребенок может проводить не более 30% учебного времени. широко распространены уроки на улице, в различных музеях, технологических группах и так далее. То есть на ребенка нет такого жесткого давления. При этом в учебный день – самый короткий в Европе, да и, пожалуй, один из самых коротких в мире, в школе не больше пяти уроков, в старшей школе не больше шести. И всего в год дети занимаются 190 часов. При этом результаты одни из лучших в мире.
Одним из ключевых успехов сами финны считают огромный уровень доверия к учителю, огромный уровень доверия к директору и огромный уровень доверия к муниципалитету. То есть доверие на всех уровнях. Учителя не составляют вечных отчетов, директор не ходит к ним на уроки, не контролирует, как они себя ведут, в школе нет никаких особых правил по ношению формы, по внешнему виду – ни для учителей, ни для учеников. Но при этом… нет дневников, по экзаменам каждый учитель решает сам для себя, нужны они ему, или нет, для диагностики уровня успеваемости учеников. И самое главное – доверие к учителю, как сказал один из директоров финской школы, зачем мне контролировать учителя, если он дает хороший результат.
Работа учителя в Финляндии тоже очень престижная, при этом она не самая высокооплачиваемая в Финляндии, но вообще уровень зарплаты достаточно хороший, то есть в среднем учитель получает 3500-3800 евро. Директор около 5 000 евро. Понятно, что 20% уходит на налоги, все остальное остается соответственно у учителя. Это не самый высокий уровень зарплат для финнов, но большие летние каникулы, работа с детьми, уровень престижа этой профессии в глазах окружающего социума делают эту профессию значимой. И в педагогические ВУЗы в Финляндии очень большой конкурс. И более того, когда учитель уже даже приходит в школу, проходит кастинг, в конце каждого года учебного все учителя в Финляндии увольняются и следующий год набирается заново по конкурсу. Бывает такое, что в некоторых школах доходит до 12 человек на место. Соответственно и отношение к учителю у детей такое, что это не вторая мама, потому что каждый год может быть новый учитель по предмету – это именно человек, который учит. При этом есть некоторый набор классных руководителей, которые занимаются внеурочной деятельностью, при этом есть специальная социальная служба, в каждой школе есть социальный работник, он не принадлежит к школе, он именно ходит по семьям раз в месяц и смотрит, как дела обстоят в семье – уважают ли ребенка, не обижают ли его. Ну, мы все знаем про ювенальную юстицию, про очень строгую систему финских взаимоотношений с этими структурами. Но тем не менее. Каждую среду в финской школе родительский день, то есть каждый родитель может прийти, проконсультироваться с учителем. Учитель дает родителю анкеты, в которых могут быть такие вопросы: как ваш ребенок относится к школе, что ему нравится, что ему не нравится, какие отношения со сверстниками и так далее. То есть отслеживается ментальный фон, отслеживается эмоциональный фон развития ребенка – это тоже входит в процесс обучения.
Экзамена как такового в финской школе нет. Есть один обязательный экзамен по окончании школы в 19-летнем возрасте – это экзамен может сдаваться ребенком, может не сдаваться, но уровень успешности на этом экзамене, никак не влияет на его поступление в университет, потому что все университеты, их в Финляндии около 30, имеют свои конкурсные системы отбора и выпускные экзамены в школе как правило не учитываются. То есть, они могут учитываться, но как правило не влияют на поступление в институт.
Еще очень важная особенность финских учителей, они все имеют степень мастера наук, или звание профессора по своему предмету. То есть это специалист, скажем, в области химии, или физики, который дополнительно получает педагогическое образование. То есть, логика финской системы – каждый учитель должен быть асом в своем предмете, он должен его знать отлично и потом уже, если он может и хочет, он имеет право его преподавать в школе. В финской школе не принято списывать, твои же приятели по школьной парте тебя заложат – это нонсенс, зачем списывать, если ты показываешь свою собственную динамику, уровень своего собственного развития? Если нет этой паранойи, что, если ты не сдашь, то… У школы в Финляндии есть педагог, который занимается условно говоря, проектированием будущего развития ребенка. То, что мы называем профориентацией, то есть человек, который специально готовит детей к будущей профессии, помогает определиться с выбором. Организация всех экзаменов, и ВУЗовских, и школьных, ложится на плечи самих школ и самих ВУЗов. Повторяю, система доверия в финском образовании крайне высока, то есть, нет никакого особого государственного вмешательства, единой системы тестирования национальной, школьной, или ВУЗовской, нет никаких срезов знаний, обязательных диагностик и так далее. И несмотря на это, финны демонстрируют фантастические результаты.
В последнее время Финляндия вступила в очень серьезный эксперимент, за которым следит весь мир – финны начинают отказываться от предметов, то есть отдельно физика, отдельно химия, они начинают заниматься изучением явлений, развивая метапредметные навыки и умения. В начальной школе, например, отказываются от чистописания, потому что школьники печатают на планшетах, или на компьютерах. А мелкую моторику развивают другими средствами. Еще неизвестно, к чему это все приведет, сами финны очень настороженно воспринимают это все дело, по этому поводу было сломано много копий до введения этой реформы, но сейчас пока финны уступают во всех международных исследованиях азиатам, однако посмотрим, что будет дальше.