Алексей Филиппов, кандидат философских наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Во всем мире есть огромное количество способов, для того, чтобы измерить качество школьного образования – это различные международные программы. Самыми авторитетными в мире являются три программы, которые измеряют качество школьного образования – это TIMSS, PIRLS, PISA.
PIRLS – это международная программа исследования начального образования, сокращенно от Progress in International Reading Literacy Study. Это программы, которые организованы международной ассоциацией, все они проходят под эгидой ОЭСР, которая нацелена на измерение качества образования в начальной школе. При этом надо оговориться, что сроки обучения в начальной школе в разных странах разные. То есть, например, в России четырехлетняя начальная школа, а в большинстве стран Европы и мира шестилетняя начальная школа. Это исследование проводится раз в пять лет. Главная задача исследования – выявить, как дети начальной школы в ее завершении овладели теми инструментами, которые позволят им учиться дальше. В частности, самый главный инструмент – это качество чтения, то есть понимают ли дети, что они читают и могут ли они использовать вдумчивое понятливое чтение для обучения в дальнейшем. Потому что все задания во всех предметах, будь то биология, химия, физика, математика, они все представлены в письменном виде на родном языке.
Надо сказать, что, когда Россия начала принимать участие в PIRLS, ее результаты удивили всех – Россия заняла первое место. Сейчас она занимает второе место, но разница с Сингапуром, с лидерами, буквально в один балл. То есть, наша начальная школа – одна из лучших, если не самая лучшая в мире. Это значит, что наши дети по окончании четырех классов овладевают теми инструментами, которые им позволяют хорошо учиться дальше.
Второе международное исследования качества школьного математического и естественно-научного образования, сокращенно TIMSS – Third International Mathematics and Science Study. Оно исследует раз в четыре года школьников четвертых и восьмых классов по уровню овладения ими математической грамотности и естественно-научной грамотности. Поэтому характерно, что сначала исследуются школьники четвертого и восьмого класса и потом через четыре года те школьники, которые были в четвертом классе, исследуются снова в восьмом классе. Важная задача здесь, проследить динамику получения естественно-научного и математического образования. Замечу, что здесь проверяется в большей степени предметная область, то есть, как школьники усвоили математическую и естественно-научную грамотность. То есть проверяются предметные навыки. В этих исследованиях Россия занимает достаточно приличное место, мы по последним исследованиям занимаем 4-7 места, то есть входим в десятку лучших стран. Это говорит о том, что наши школьники в предметной области в общем и целом справляются с теми задачами, которые перед ними стоят и их знания на мировом уровне. При этом, еще раз подчеркну, что если в PIRLS исследуется возможность детей для овладения инструментами для дальнейшего обучения, то есть, насколько они ими овладели, то в TIMSS исследуется именно сам предметный уровень знаний.
И следующая авторитетная программа по качеству школьного образования называется PISA – Programme for International Student Assessment – то есть здесь исследуется очень важный момент, как школьники те знания, которые они получили в школе, в начальной школе, в средней школе, могут применять в жизни. Это исследование для 15-летних школьников, причем не важно, в каком классе они учатся, это четко исследования для детей, достигших 15-летнего возраста и здесь проверяется, как в нестандартных ситуациях, в непривычных ситуациях, скажем так, во внешкольных ситуациях дети применяют те знания, которые получили в стенах своей школы. Это исследование проводится раз в три года. И как только Россия стала участвовать в PISA, результаты были шокирующими, Россия с треском провалилась. Мы вошли в четвертый десяток стран, недалеко от Туниса оказались.
Особенность PISA в том, что проверяется три момента – естественно-научная грамотность, чтение, математика. При этом каждые три года одно из этих направлений является лидирующим. Например, последняя PISA 2015 года была посвящена естествознанию, поэтому 60% заданий были по естествознанию, 20% по математике и 20% по чтению. Следующий год соответственно через три года будет – другой предмет, и так далее. В этом году в последней PISA мы поднялись, вышли на 33 место в рейтинге. В основном наши места где-то с 37 по 40-е где-то были, по разным направлениям, еще раз повторяю, по математической грамотности одно, по естественно-научной другое, по чтению третье, но в общем и целом, мы были где-то в хвосте, потому что, как оказалось, наши школьники те знания, которые они получают в школе, не умеют применять в жизни. Удивительно, что в последней PISA на третье место вышла Эстония, при этом она стала первой европейской страной, опередив даже бывших лидеров – финнов. Эстония взяла сознательно за основу финскую систему, что-то в ней осталось от советской системы и проводя реформы в течение 20 лет, они получили очень хороший результат.
Если мы посмотрим Россию в свете этих трех исследований – PIRLS, TIMSS и PISA, то мы видим, что в начальной школе у нас все очень хорошо, в средней школе уже начинаются небольшие провалы и при переходе в старшую школу – полный ноль. К сожалению, этот момент, имеющий явно негативную реакцию, до сих пор пристально не замечен, хотя по этому есть очень много исследований, над этим работает Институт образования в нашей стране, но увы таки кардинальных изменений пока еще не сделано. Да, в России происходит огромное количество различных реформ, но эти реформы в основном ходят вокруг самого образования и образования практически не касаются. Реформы экономики образования, управления и так далее, и тому подобное. Сама суть учебного процесса не меняется, хотя приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые как раз-таки призваны ситуацию радикально изменить, они ориентированы именно на то, на что ориентирована PISA – на деятельностный подход, на формирование компетенций, на умение учиться, добывать знания, анализировать информацию. Но, к сожалению, большая часть учителей пока еще не готова к переходу на эти образовательные стандарты, они сами еще не умеют по ним работать. Не говорю за всех, но говорю за большинство. И конечно просто внедрение стандартов, принятие документа, оно ситуацию не поменяют, нужны намного более серьезные изменения внутри самой структуры системы образования.
Также хочется отметить, что несмотря на то, что наши дети обладают достаточно высоким академическим уровнем знаний, на что собственно говоря была ориентирована и советская система, то есть среднестатистический российский школьник знает в предметной области, как правило, больше, чем такой же школьник, скажем, из той же Финляндии, например. И уж тем более, если мы берем, например, США, где уровень школьного образования крайне низок, они в PISA еще ниже, чем мы. Тем не менее, главная задача XXI века – формирование других коммуникационных компетенций, умение работать в команде, формирования метапредметных знаний и навыков, и умений, умения добывать информацию, анализировать, сравнивать, отбрасывать ненужное. Все, что есть в PISA. У нас в большей части учебников есть готовый набор задач – пункт а, пункт б, дано, условие и так далее. И школьнику нужно просто выучить некий алгоритм действий и по нему решить эту задачу. В PISA не так, в PISA нужно прочесть большое количество текста, найти, что из этого является задачей, понять, какие данные нужны, а какие вообще не играют никакой роли, более того, там могут быть ошибочные данные, как в жизни, эти данные нужно тоже отбросить. И дальше, найдя суть задачи, ее сформулировать и решить. Поэтому в последней PISA в 2015 году была добавлена командная работа и работа интерактивная на компьютерах.
И надо сказать, что в общем и целом, если школьники в Москве показали хорошие результаты наравне с мировыми, но в общем и целом по России, а PISA – это именно инструмент для измерения национальных систем образования, а не каких-то регионов, в общем и целом Россия пока увы плетется в хвосте развивающихся стран и, чтобы ситуацию радикально изменить, нужны конечно серьезные изменения в системе образования.