Алексей Филиппов, кандидат философских наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Миф второй: советское образование было бесплатным. Еще на II съезде РСДРП на котором собственно произошел раскол на большевиков и меньшевиков, была принята программа, ориентированная на образования. И в этой программе были сказаны принципиальные моменты, что в будущем государстве, которое могут построить социалисты, образование должно быть бесплатным, равным для всех, уделялось внимание тому, что оно может в огромной многонациональной России вестись на национальных языках, но это все была теория.
Когда же большевики приходят к власти после Гражданской войны встала проблема, что для осуществления массового ликбеза и для построения системы массового образования в РСФСР, потом и в СССР необходимо включение больших средств, которых молодое советское государство просто не имело. Поэтому в 1921 году Народный комиссариат просвещения, или Наркомпрос разъяснял, цитирую: «Введение платности означает, что государство временно не может полностью и целиком взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Это означало, что с 1921 года вводилось так называемое самообложение, когда те родители, которые могли себе позволить заплатить за образование, должны были это сделать. При этом подчеркивалось, что если родители не платят, то ребенка исключать из школы нельзя. То есть фактически это ставило учителей и классных руководителей в ситуацию, когда они должны были фактически выбивать из родителей деньги.
Поэтому принцип был такой, если ты из имущей семьи, значит должен заплатить за себя и за того парня, то есть за ребенка из неимущей семьи. Важно отметить, что деньги шли не в конкретную школу, а на район, то есть нельзя было сказать, что я заплатил за своего ребенка и я теперь могу потребовать то-то и то-то. Нет, деньги шли в район и район уже сам распределял, каким школам из этих средств выделить больше, каким меньше, на что их потратить. Например, можно было потратить их на покупки учебников для бедных детей, или для детей сирот.
В 1924 году был выпущен декрет, по которому от платы за образование освобождались семьи рабочих и служащих, которые имели доход менее 50 рублей в месяц. При школах учреждались определенные комитеты содействия этим семьям и соответственно они уже ведали сбором средств с имущих слоев населения и их перераспределения внутри района, или внутри конкретной школы. При этом при фабриках и заводах также создавались свои школы и в них образование должно было быть бесплатным. То есть, условно говоря, за детей платило предприятие. Поэтому был аналог, если ты не можешь учиться в общеобразовательной школе, то есть не можешь за нее платить, или доплачивать, то иди на фабричную, или заводскую школу и там соответственно ты как бы будешь получать образование, но в реальности будешь в большей степени работать и постольку поскольку еще учиться. Ясно, что это было сделано, для привлечения рабочих рук, которых не хватало.
В 1930-е годы начинает выстраиваться единая централизованная система образования и, казалось бы, здесь оплата должна была быть отменена, но нет. В 1940 году вводится обязательная плата за старшую школу – это 8-9-10 классы, которые не были обязательными, но если ты хотел получить это образование, то ты должен был платить. При этом устанавливалась плата для всех творческих школ – художественных школ, музыкальных школ и для высших учебных заведений. В частности, для общеобразовательной школы в Москве и Ленинграде устанавливалась плата в 200 рублей в год, в других городах и сельской местности – 150 рублей в год. Если мы берем высшее образование, то там расценки были соответственно выше: 400 рублей для тех, кто учился и жил в Москве и Ленинграде, 300 рублей для остальных городов. При этом высшие учебные заведения художественной и театральной направленности были очень дорогие, плата была 500 рублей в год.
При этом указ 1940 года вышел одновременно с другим указом – О государственных трудовых резервах СССР, в котором было сказано, что для рабочей молодежи альтернативой в виде платного обучения в старшей школе являются школы при фабриках и заводах, фабричные, заводские, ремесленные школы. Там обучение было бесплатным, более того, этим школам спускалась сверху разнарядка по количеству юношей и девушек 14-17 лет, которых они должны были в обязательном порядке набрать. То есть логика очень простая – если ты не можешь платить за старшую школу, то иди на фабричное, заводское предприятие, за тебя оно заплатит определенную сумму и соответственно потом ты должен будешь 4 года отработать на этом предприятии. При этом уменьшался призывной возраст, поэтому можно было идти в армию, как альтернатива. И сделано было опять же специально, чтобы набрать как можно большее количество рабочих рук на фабрики и предприятия. Поэтому набор в фабричные и заводские школы начинался 1 декабря, поэтому, если 1 сентября ты не смог внести установленную сумму, и к 1 октября ее закрыть, то соответственно у тебя была альтернатива, ты мог идти на фабричную, заводскую, или ремесленную школу и там продолжить свое обучение.
Много или мало была плата за обучение, допустим, в школе – 200 рублей? Средняя заработная плата на 1940 год, в который принимался этот закон, составляла 339 рублей – месячная, это зарплата квалифицированного рабочего. То есть, в общем и целом, оплата года обучения в школе, равнялась месячному окладу квалифицированного рабочего. На протяжении последующих лет зарплата повышалась, я сейчас не беру военное время, я беру послевоенное время, но тем не менее. Учитывая, что в семьях было много детей и были еще различные обязательные дотации, взносы, заемы государственные от которых семья не могла отказаться, то эта плата была существенной за образование в школе.
Отменено было платное образование, опять же, условно отменено, только в 1956 году, начиная с Хрущевских реформ. Но при этом сохранялась плата за все художественные, музыкальные и прочие творческие школы, они оставались платными на протяжении всего советского времени. Плата за обучение отменялась, но сохранялись взносы, например, за учебники. Бесплатные учебники в Советском союзе стали только с 1978 года, когда страна развитого победившего социализма, не могла себе позволить, чтобы за учебную литературу платили родители. Но даже после 1978 года различные взносы на классные нужды, на покупку канцтоваров и так далее, и тому подобное, они оставались. И в некоторых регионах сохранялась доплата, например, за группу продленного дня. Я с удивлением некоторое время назад узнал, что мой папа оказывается платил, ну не он сам, его мама – моя бабушка, платила за продленку небольшую сумму денег в Московской области в советской школе. То есть была доплата за присмотр и уход, также, как в детском садике, который тоже всегда был платным, была дотация за продленку.
Поэтому ностальгия о том, что советское образование было бесплатным и все для всех было в свободном доступе – это миф. Советское образование не было бесплатным практически никогда. Но как минимум с 1978 года в те небольшие годы, когда Советский союз развалился, все равно сохранялась плата за те, или иные школьные нужды. В формальном, или неформальном виде.