Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Наконец логос ритора. Логос собственно – это то, что объединяет ритора и аудиторию – это совокупность языковых средств, включая аргументацию, в первую очередь с помощью которых ритор доводит до аудитории свои идеи и обосновывает эти идеи. Собственно, логос связан с изобретением и вся система изобретения риторического и есть некие рассуждения, некий анализ логоса ритора.
Теперь об изобретении и вообще риторическом построении, потому что мы к нему фактически уже перешли. Всякое риторическое построение, как мы сказали немного выше, представляет собой следующие ходы, или разделяется на следующие этапы. Это собственно изобретение, то есть создание аргументации речи. Это расположение речи. Это так называемая элокуция, или выражение, ну и все, потому что две последние части, которые были в старой риторике, фактически сейчас почти не нужны. Они не то что не нужны, но когда преподается риторика, то в ходе каких-то упражнений разрабатываются, скажем, правила произнесения речи, например.
Итак, изобретение. С чего начинается всякое изобретение – то есть построение целесообразного высказывания. Оно начинается с анализа проблемы – это очень важная вещь – анализ проблемы. Почему – я не буду рассказывать, что проблемы бывают общими и частными, практическим и теоретическими – это пока не очень важно. Важно другое, важен принцип так называемых статусов речи в проблеме – это все логос. Что такое статус речи? На свете существуют три типа вопросов логических основных. Первое – это «ли вопрос» – «Был ли Мальчик?» – как сказал Максим Горький. Да него можно ответить да, или нет, и может быть один из этих ответов будет истинным, а другой ложным. Второй вопрос – что этот мальчик собой представляет Клим Самгин? Это «что вопрос». На «что вопрос» очень трудно ответить с точки зрения истинности, или ложности, но ответом на «что вопрос» является ответом классифицирующим, потому то тогда мы говорим, что чайник – это средство для подогревания воды, он включается в класс средств для подогревания воды. И наконец третий вопрос – это «какой вопрос» – какой этот Клим Самгин – хороший, плохой, умный, глупый и так далее.
Дело в том, что только тогда, когда мы обсудили, имеет ли место факт, мы можем обсуждать, что он собой представляет, только тогда, или после того, как мы обсудили, что представляет собой факт, например, это ошибка, преступление, или что-нибудь еще в этом роде, только после этого мы можем говорить о том, что за конкретный человек совершил соответствующее действие, то есть оценивать этот факт. Это очень важная вещь, потому что это, что характеризует любое гуманитарное мышление. Дело в том, что история, которой занимается историк, она бессмысленна без оценок, она просто не нужна, если мы не оцениваем исторических деятелей, исторические события. Но прежде чем оценивать их, мы обязаны, во-первых, установить факты, во-вторых, эти факты привести ввести в какие-то классы, в какие-то более широкие общие разряды. То есть сказать, что это такое – революция, или просто государственный переворот. И в-третьих, уже после этого лишь оценивать. Соответствующим образом любая проблема, которую мы ставим и которую мы разрешаем так, или иначе в слове, предполагает оценку с точки зрения этой самой проблемы. Что мы должны делать? То есть устанавливать факты, их приводить к какому-то общему знаменателю и их оценивать в соответствующей последовательности.
Только после того, как вы проанализировали проблему, риторика нас учит формулировать тезис, или так называемую пропозицию. Тезис и пропозиция – это то же самое, или предложение – русское слово. Сама по себе аргументация, развертывание аргументации после того, как мы сформулировали эту главную мысль, тоже в достаточной степени важная вещь – это развертывание представляется, примерно так, как у Ломоносова – развертывание по так называемым общим местам. Кто? Петр Великий император всероссийский при устье Невы в 1703 году основал город Петербург – столицу Российской империи для сношений с Западом, населив его купцами, ремесленниками и чиновниками. Это неточная цитата из Карамзина. Вот вам, пожалуйста, тезис. Кто – Петр, он какой – Великий, кто он такой – император, что он сделал – основал Петербург, основал что- Петербург, что такое Петербург – столица Российской империи, зачем – для сношений с Европой, где – при устье Невы, каким образом – построил город, населив его купцами, ремесленниками и чиновниками. Вот вам, пожалуйста, так называемые топы, то есть время, место, обстоятельство, действие, претерпевание, предыдущее, последующее и так далее, которые формируют это описание факта. При этом очень важно понять, что факт может обсуждаться не целиком, или не только целиком, он может быть истинным, или ложным частично. Может это не Петр Великий основал Петербург, а кто-нибудь другой, может быть такое суждение. Или не в 1703 году, а когда-то в другое время. Стало быть, обсуждение этой проблематики и касается самых основных топов, тех, о которых мы с вами говорили
Когда мы обсудили факт, если мы его обсудили, мы можем перейти уже к определению. Здесь нам очень важно понять, что существенно, что не существенно, что признак, что какое-то переменное свойство, или качество и так далее, и тому подобное, выделив самое главное, самое основное в том, о чем мы говорим, в нашем предмете мысли и разобрать все остальное с точки зрения вспомогательных категорий – это, скажем, имя, как называется предмет, это его отношение к какому-то другому предмету и так далее, и тому подобное.
И только после этого мы можем переходить к конкретным качествам человека, или события – он умный, глупый, хороший, плохой, какой он сам из себя. Это и есть основное ядро изобретения. Когда мы изобретаем, строим схему нашей аргументации, ее план, исходят из некоторой ограниченной системы категорий, мы получаем соответствующий четкий результат.