Татьяна Черникова, доктор исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Существует несколько образов Богородицы, где Она изображена вместе с Младенцем Христом, но позы различные, поэтому каждая из икон получила свое название.
Одним из самых любимых изображений является образ Богородицы с Младенцем Иисусом, получивший название «Умиление». Название это происходит от того, что сидящий на правой руке Богородицы Младенец Иисус (кстати, с лицом взрослого человека, что направляет молящегося к мысли, что перед нами Бог, воплотившийся в образе человека) и Богоматерь тянутся друг к другу щеками.
Самым знаменитым образом Богоматери Умиление является, естественно, икона Владимирской Богоматери, константинопольская икона конца XI – XII веков, привезенная на Русь где-то в 1130-х годах и после 1154 года вместе с Андреем Боголюбским прибывшая из южнорусского городка Вышгорода во Владимир. Надо сказать о ней еще одну важную вещь: это односторонняя икона, но у нее есть изображение и на другой стороне. Молящиеся ее не видят, но специалисты об этом знают. В XV веке икона была перевезена из Владимира в Москву, где и осталась окончательно. Сейчас она находится в специальной церкви при Третьяковской галерее, где ее могут посмотреть и верующие люди, и приходящие полюбоваться на нее как на произведение живописного искусства.
На обратной стороне иконы, которая не видна зрителям, находится изображение Престола Грядущего. Это трон Вседержителя, который пока пуст, но на который Вседержитель сядет, когда будет производить Страшный Суд над человечеством. На этом Престоле, как правило, изображена подушечка и крест, как символ жертвы, на которую пошел Бог, воплотившись в образе человека и принеся себя в жертву для искупления грехов человечества и открытия пути к их спасению.
Другое, тоже достаточно известное изображение Богородицы – это «Богородица Одигитрия», в переводе «Путеводительница». Здесь Иисус сидит на руках у Матери, а Она показывает на Него рукой, как бы демонстрируя путь, по которому должны следовать верующие. В таком типе «Богородицы Одигитрии» представлен целый ряд икон, известных под названием «Смоленская Богоматерь». Это икона 1482 года, в частности одна из знаменитых таких икон, написанная величайшим, наверное, последним великим иконописцем этой поры – Дионисием. Кстати, в одной из домонгольских новгородских икон есть совмещение образов «Умиление» и «Одигитрии». Это очень редкий образ, конечно, явное нарушение правил и уже утвердившейся к XII веку типологии икон. Сделал это, конечно, не византийский художник, а какой-то русский его ученик, но в итоге получилось очень оригинальное, необычное и редко встречаемое изображение. С одной стороны Иисус Богомладенец и Богоматерь тянутся друг к другу щеками, а, с другой стороны, Иисус в правой руке держит свиток, а левой благословляет людей – и получается совершенно новый тип иконы.
По поводу изображения Богоматери надо сказать, что верующие могли Ее сразу узнавать не только на этих иконах, но и на других, потому что у Нее были некие знаки опознавания. В частности, на омофоре Богородицы, – который, как правило, красного цвета, потому что Она тоже приносит жертву: отдает Своего Сына в этом мире на убиение – присутствуют три звезды. В старой иудейской традиции эти звезды на платье носили только Девы, замужние женщины их уже не носили. Эти звезды несут идею о том, что зачатие Богоматери было непорочное, и, родив Спасителя, Она по-прежнему остается Девой (в западной традиции Ее как раз чаще называют Девой Марией).
А в той новгородской иконе, где совмещаются образы «Одигитрии» и «Умиления», есть еще одна странная деталь. Видимо, новгородский иконописец полагал, что Богоматерь все же Богоматерь, поэтому кроме плата с тремя звездами, он одел на Нее еще один более темный плат, на котором звезд нет, и который должна была носить замужняя женщина.
Кроме «Одигитрии» и «Умиления», есть поясные иконы «Знамения», когда Богородица изображена по пояс, а на груди у нее медальон, в котором изображен Иисус Христос, и как бы напоминается обо всей той истории, которая произойдет в дальнейшем.