Церковь при Юстиниане Великом

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Религиозная политика Юстиниана была во многом противоречивой. В начале своего царствования он демонстративно порвал с промонофизитской политикой Зенона и Анастасия, объявив себя последовательным халкидонитом. Тем не менее гонения на монофизитов так и не начались. Этики еретики имели очень мощную поддержку при дворе в лице супруги Юстиниана – Феодоры. По сути, на протяжении всего царствования этой четы императоры будут пытаться найти компромисс между востоком и западом, какую-то формулировку, которая смогла бы сохранить единство Церкви и уберечь ее от более глубокого раскола.

Одной из таких попыток найти богословский, теологический компромисс было собрание в 553 году Пятого Вселенского Собора. Здесь император Юстиниан, очевидно, пытается пойти на уступки монофизиам. Так он осуждает знаменитые три главы, то есть три видных церковных деятеля восточной антиохийской школы – Феодора Мапсуестийского, Феодорита Кирского, Ива Эдесского – за их якобы монофизитский взгляд. Также официально проклинается учение Оригена, которое было также неприемлемо для монофизитов. По сути, эти жертвы, которые Юстиниан приносит на алтарь церковного единства, оказываются пустыми. Ни радикальные халкидониты на западе, ни монофизиты на востоке не согласны примиряться.

В итоге всю вторую половину своего правления Юстиниан будет находиться в незавидном положении буриданова осла, который будет пытаться то привлечь к себе западный клир, то наладить отношения с восточным. А монофизитский спор все углублялся и становился все более и более сложным. Так, именно во времена правления Юстиниана монофизиты создают свою собственную параллельную Церковь. На этом поприще подвизался знаменитый монофизитский монах, аскет, в дальнейшем ставший епископом – Иаков Барадей.

В отношениях с прочими религиозными диссидентами Юстиниан последовательно придерживался весьма и весьма жесткой линии. Так, например, многие малые секты и течения в христианстве, например монтанизм, подверглись суровым гонениям. Та же участь ожидала секту манихеев, странной синкретической религии, появившейся в III веке и объединившей в себе элементы буддизма, гностицизма, христианства, месопотамских астральных культов и иудаизма.

Широкий общественный резонанс имела борьба Юстиниана с иудейской сектой самаритян. Если иудаизм пользовался формальной терпимостью Юстиниана, то к этим иудейским еретикам император был беспощаден. Их синагоги разрушались, самих самаритян насильственно принуждали принять христианство. Все это выливается в масштабнейшие мятежи самаритянского населения в Палестине, крупнейший из которых произошел в 529 году.

Принципиально новой страницей в религиозной истории Восточной Римской империи является взаимоотношение Юстиниана с язычниками. Как я уже говорил раньше, на протяжении V и начала VI века язычников терпели, и очень многие аристократы сохраняли приверженность древним богам. При Юстиниане ситуация меняется. Теперь даже сама вера в языческих богов, никак не проявленная какими-то культовыми действиями, становится преступной. Юстиниан требует от всех язычников принять крещение. Язычникам запрещено наследовать, составлять завещания, они лишаются гражданских прав. Язычникам запрещается заниматься рядом профессиональных деятельностей, так, например, им запрещено преподавать, и этот закон Юстиниана против язычников приводит к гибели великой платоновской Академии в Афинах. Ее преподаватели, возглавляемые последним схолархом Дамаскием, вынуждены эмигрировать в Персию. В дальнейшем, Юстиниан приходит к открытым насильственным расправам против язычников.

Многие из язычников, ранее притворно принявшие христианство и осужденные в отступлении от веры, были вынуждены принять смерть. Среди них был знаменитый префект Фока, один из наиболее талантливых государственных деятелей юстиниановой поры.

В Константинополе регулярно проходили процессы против язычников, которые выливались, выражаясь терминологией нового времени, в «охоту на ведьм». Многие современные Юстиниану историки, общественные деятели считали, что Юстиниан преследует это религиозное меньшинство по тем причинам, что он стремился ослабить восточную аристократию, отнять ее достояние.

В принципе, после правления Юстиниана язычество была едва не полностью выкорчевано из высших слоев византийского общества.