Анастасия Занегина, специалист по кельтскому искусству
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Самым крупным очагом кельтской культуры в Средние века была именно Ирландия, которая занималась сохранением кельтских эпических сказаний.
Кельтские саги – это прозаический эпос со стихотворными вставками, приходящимися на кульминационные моменты повествования. В основе саг мифологические сюжеты и исторические события. Изначально саги были прозаическими по форме, собственно, поэтому их и называют сагами, по аналогии с прозаическим эпосом скандинавских народов. Слово «сага» по некоторым данным вовсе не ирландского происхождения, оно появилось только в Новое время. Сами же ирландцы называли свои эпические повествования словом «скела», что означает «повесть» или «история».
Саги бывают главные и предшествующие – это один из принципов деления саг. Их существует три. Еще один принцип – это отнесение саг к какому-либо сюжету. Например, похищение, сватовство, инициация и других сюжеты. В Новое время появился третий принцип классификации саг – это отнесение их к одному из четырех циклов. Первый цикл – мифологический, два героических цикла – ольстерский и цикл Финна, четвертый цикл носит название королевского.
С V века началась христианизация саг, надо сказать довольно слабая. Архаическая основа в сагах значительно преобладает над различными нововведениями, так что можно сказать, что кельтские саги отражают состояние дохристианской Ирландии и времен зари христианства в этой стране – это примерно с III по VII века н.э.
Теперь поговорим об этих четырех циклах кельтских саг. Первый цикл – мифологический. Религиозно-мифологический элемент играет важнейшую роль в кельтских сагах. Как и всякий прозаический эпос, они были густо населены различными волшебными существами. И кто же там обитал? К примеру, сиды – это божественные существа, жившие на каких-либо дальних островах или на волшебных холмах Ирландии. Они невелики ростом, красивы и превосходят людей в мудрости и мощи. Часто сиды покидают свои жилища и вмешиваются в жизнь людей, но надо сказать с благими намерениями. Образ средневековых фей восходит именно к кельтским сидам.
Самая главная сага мифологического цикла носит название «Битва при Маг Туиред». Это основной источник по всей кельтской мифологии. Здесь мы встречаем имена всех кельтских божеств, в том числе любимого бога кельтов – Луга, бога света, а также покровителя искусств и ремесел. Луг приходится отцом главному герою кельтского эпоса – Кухулину, который для кельтской эпической традиции имеет такое же громадное значение, как Ахиллес для древних греков.
Так же к мифологическому циклу относят повести о потустороннем мире, когда герой отправляется в путешествие, плавание, достигает какого-либо острова или волшебной страны. Они интересны для читателя тем, что являются главным источником повестей о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Теперь поговорим о двух героических циклах кельтских саг. Первый цикл – ульстерский, или уладский. Саги ульстерского цикла называются так потому, что в большинстве из них повествуется о воинах-уладах – главного населения провинции Ульстер. Здесь потусторонний мир и магия сменяются рассказами о воинах и их подвигах. Это уже не таинственные рассказы о плаваниях и странствиях в иные миры, а повествования, которые имеют под собой какую-либо историческую основу. Оружие, описания кровавых сражений, застолья и разногласия между воинами – вот основные темы саг ульстерского цикла. А главные герои здесь – воины, а не колдуньи и чародеи.
Главное в ульстерском цикле – это цикл саг под названием «Похищение быка из Куалнге», который может по праву считаться ирландской «Илиадой». Это эпическое повествование о том, как объединенные силы четырех королевств Ирландии, во главе с королевой Мед, отправляются в военный поход против уладского королевства. Для чего? Для того чтобы отнять огромного быка, принадлежащего одному из уладских землевладельцев. Разногласия между воинами, сражения и распри – вот основные сюжеты этого цикла. Действие происходит в западной Ирландии, в Уладском королевстве, которым правит король Конхобар. Это реальный исторический персонаж, живший на рубеже I века до н.э. – I века н.э.
Главный герой всего цикла – это Кухулин, племянник короля. Это распространенный мотив древних сказаний. На архаическом этапе был распространен следующий обычай – дети воспитывались в роду матери, то есть мужское воспитание им давал дядя, а не отец. Итак, Кухулин. Он молод, отважен, полон сил, и в детстве с ним происходит судьбоносный случай – он решает отправиться на королевский пир, и путь ему преграждает огромный пес, которого Кухулин убивает камнем. И в наказание за это он должен был семь лет сторожить дом вместо пса – это такой обряд инициации.
Далее излагается история героя, который становится отважным воином. Во время битвы на него накатывает боевая ярость: от всего тела исходит жар, а на конце каждого волоска выступает капля крови. У него есть особое оружие – рогатое копье, которое он мечет во врагов даже не рукой, а пальцами ног. В «Похищении быка из Куалнге» Кухулин в одиночку защищает своих воинов-уладов, пораженных таинственной болезнью, от многочисленной армии. Кульминацией всего становится поединок Кухулина и его молочного брата и друга Фердиада, которого Кухулин убивает на третий день битвы и над телом которого отчаянно рыдает.
С «Похищением быка из Куалнге» связаны небольшие саги, толкующие или предваряющие отдельные эпизоды. Одной из таких саг является сага под названием «Повесть о кабане Мак-Дато». В ней повествуется о том, как воины по очереди предъявляют свои права на разделку кабаньей туши на грандиозном пиру. Достаточно занимательная и веселая сага.
Итак, если саги уладского, ульстерского цикла обладают большой долей исторической достоверности, то со вторым героическим циклом – циклом Финна не все так просто. Есть серьезные основания полагать, что саги этого цикла носят легендарный характер. Саги, которые относятся к циклу Финна, рассказывают об отважном воине Финне и его воинах финниях. Финн в сказаниях обладает божественным даром и даже сражается с богами. Это довольно поздний цикл саг, даже к XII веку Финн и финнии только начали приобретать литературную известность. В Ирландии даже были распространены и популярны баллады о финнах.
Так называемый королевский четвертый цикл саг самый разнородный, и в него входят различные саги, повествующие о верховных и местных королях Ирландии.
Саги знаменательны тем, что имеют огромное значение для европейской литературы, которую они обогатили большим количеством сюжетов: о Тристане и Изольде, фее Моргане и волшебнике Мерлине, о Чаше Грааля. Любого читателя кельтские саги поразят красотой слога и уникальностью содержания. В эпических сказаниях других народов трудно найти те темы, которые употребляются в сказаниях кельтов, они абсолютно уникальны.