Быт и повседневная жизнь в Библии: часть 2

Евгения Смагина, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Земля, источающая молоко и мед. Известно, Земля обетованная определяется во многих местах Библии, как земля, текущая молоком и медом, или земля, источающая молоко и мед. Ну, собственно говорится, о чем – молоко, это сливки, чаще всего – это уже обработанный молочный продукт, или даже сметана – кисломолочный продукт. В этих широтах, где жарко и где молоко довольно быстро может скиснуть, если его быстро не обработать, очень развита техника изготовления кисломолочных изделий, сыроварения и так далее. Что же касается упомянутого тут меда, то в Древней Палестине пчеловодства не было – это очевидно патока из фиников, из финиковой мякоти. Финиковые пальмы – это культура, которая очень распространена и выращиваются и до сих пор там. Почему еще? Пальма в восточной поэзии – это пример щедрости. Финиковая пальма производит очень много плодов, у нее с каждой стороны гроздь объемом с несколько ведер. Впрочем, мед, как таковой, они знали, но это был главным образом дикий мед, который они собирали. В Книгах Царств мятежный сын Давида – Авессалом преступил запрет на пищу. Велено было поститься некоторое время, а он не удержался, подцепил палкой некоторое количество дикого меда и съел. Кстати говоря, эпиграф к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» – это оттуда, когда Авессалом страшится грядущей кары за это.

Изготовление хлеба. В древности тесто заквашивали не чистыми дрожжами, а уже небольшим количеством теста, взятого от предыдущего заквашивания – так называемой закваской. Что тоже, кстати говоря, отражено в библейских текстах во многих метафорах. И помните еще, что был запрет на изготовление и употребление квашеного теста в некоторый период времени, то есть на Пасху. Был праздник пресных хлебов. Когда это было? Очевидно это было приурочено к тому времени, когда созревает ячмень, то есть к месяцу авив, к месяцу колосьев.

Теперь нужно, наверное, сказать о том, что они носили – ткани. Из тканей были известны, во-первых, лен, во-вторых, шерсть. Хотя дикий хлопчатник, например, в Северной Африке произрастал всегда, но вот тем не менее, например, в Египте хлопок стали выращивать и прясть в большом количестве только после арабского завоевания VII века нашей эры. Шелк, разумеется стал доставляться из Китая в гораздо более позднюю эпоху. Таким образом, тканью был лен – более легкие ткани. Египтяне даже могли изготовлять из льна прозрачные ткани, из особо тонкого. И шерсть, которая разумеется шла на более плотные ткани, более теплые, покрывала, может быть даже войлок. Крашеные ткани – красили, окрашивали в основном шерсть. Известна даже такая техника изготовления ткани, как гладкая одноцветная льняная поверхность с вышивкой цветной шерстью. Просто еще потому что краска на шерсть хорошо ложится, гораздо лучше ложится. Кстати часто крашеные ткани импортировали из Египта. Например, в притчах неверная жена говорит: «Я устлала свою спальню разноцветными тканями египетскими».

Кстати, чем красили ткани – это тоже интересно. Краски для ткани были в основном растительные, для росписи употреблялись и минеральные краски, для ткани краски, изготовляемые из растений. Были краски другого вида, например, как мы знаем, самая дорогая краска – пурпур. Чистый пурпур – это фиолетовый, или сине-фиолетовый цвет, добывалась из моллюсков. в каждой раковине багранке была крошечная капелька этого самого пурпура, этой пурпурной краски, поэтому еще это было так дорого. Красную краску добывали из яичек двух видов насекомого, называемого червец. А в основном краски добывались из растений. Синяя краска – из индиго двух видов и так далее.

О женской одежде можно много узнать из пророческой литературы. В частности в третьей главе Книги Исайи от противного мы видим описание во всех подробностях женской одежды: вы дочери Сиона ходите гордо, ступаете мелкими шажками, кокетничаете. Извините, пересказываю просто по памяти. А придет день и отберут у вас – и перечисляется все, что у женщин отберут, все детали женского наряда, и одежды, и украшения, начиная от головного платка, сережек и колец для носа, и кончая ножными браслетами, сумочки, зеркальца, пояски, шали и так далее. Кстати, зеркала, как вы может быть знаете, были металлические, их изготовляли из полированного металла для того, чтобы отражение было четче, окунали их в воду. Подешевле бронзовые зеркала, ну разумеется, подороже серебряные и золотые.

О мужской одежде, особенно, разумеется, подробно рассказывается об одежде жрецов и первосвященника. Кстати говоря, в этот комплект входили даже штаны, такие короткие штаны из льна. В общем, из соображений приличия, чтобы не заголятся перед священными предметами, которые стоят на полу храма. Головные уборы из ткани они знали, помимо металлических венцов и диадем были головные уборы из ткани, что-то типа тюрбана.

Благовония. Особо конечно следует сказать о благовониях. Умащение благовониями было обычной косметической и даже гигиенической процедурой в древнем мире. Даже в одном древнеегипетском трактате сказано: «Спасение для кожи женщины – масло». Ну, в жарком и сухом климате, понятно. Кроме того, даже и духи, то, что делается чисто для аромата, делалось на жиру, или на оливковом масле. Почему? Благовония на спирту – это гораздо более позднее явление, сухую возгонку тогда еще не изобрели, тогда до этого было еще долго. И поэтому благовония делались на жиру, на оливковом масле, за исключением, например, такой вещи, амбре, которые по природе своей уже более, или менее готовы. Вот, что можно сказать еще о повседневной жизни.

Кстати говоря, вот еще что, это, пожалуй, что относится и к разделу о природе. Очень много говорится в Библии о животных, птицах, о животном мире. Разумеется, прежде всего в Пятикнижии, когда говорится о пищевых запретах – перечислены животные и птицы, которых употреблять в пищу нельзя. Целые бестиарии мы видим в пророческой литературе, когда говорится о грядущей гибели какого-то города. Горе тебе такой-то город, ты будешь в развалинах, по твоим руинам филин будет ухать, змея будет ползать, еж будет ползти, шакал будет выть и так далее, перечисляются все звери, птицы, рептилии и даже насекомые, которые живут в развалинах.

И все домашние, пожалуй, что все домашние животные упомянуты так, или иначе в Библии, кроме одного – кошки там нет. Даже в постбиблейском еврейском и арамейском, в современном иврите упоминается заимствование – «хатуль» – эллинизированное латинское слов.