Быт и повседневная жизнь в Библии: часть 1

Евгения Смагина, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Надо сказать, что многие детали быта и повседневной жизни библейских персонажей, разумеется стоит в общем ближневосточном контексте. Собственно говоря, евреи от соседних народов отличались главным образом религией и это разумеется влекло за собой, конечно, некоторые чисто бытовые черты, например, то, что они не брились, не носили изображений, амулетов и так далее. Но, в общем, все довольно традиционно, тем более, что, если помните, Авраам был из города Ура, то есть из Месопотамии, долго они жили в Египте, соприкасались с другими народами.

Что можно сказать общего про повседневную жизнь? Во-первых, пожалуй, что о строительстве домов. Самый расхожий материал, самый обычный был кирпич сырец, необожженный кирпич, кирпич из необожженной глины. В тех широтах – это не было страшно, засохнет и хорошо. Но эту необожженную глину смешивали с соломой – солома играла роль связующего материала. Кстати, в Книге Исхода в повествовании о египетском рабстве – это отражено, что они там должны были еще и собирать солому, месить глину, все это смешивать. Кстати говоря, не случайно, в Египте из такого материала – кирпича сырца – делались даже пирамиды. В отличие от великих пирамид из камня, но эти тоже могли достигать значительных размеров, они разумеется с течением веков оплыли и потеряли форму, тем не менее, стоят, несмотря на то, что из кирпича сырца. Так что, вот это был основной строительный материал. Разумеется, храм строился из камня, дворцы строились из камня, многие вещи из обожженного кирпича.

Что еще можно сказать, какие подробности… Скажем, кровля у домов была большей частью не двускатная, а плоская и на этой кровле могли делать разные хозяйственные работы, на крышу часто вела внешняя лестница со двора. Сушить, скажем, зерно, или вообще, что можно просушить, что-нибудь провеивать. Можно было, скажем… могли в жаркое время ночевать на крыше для прохлады, окна забирались решетками, в притчах даже есть такое место, где: «Я взглянул сквозь оконную решетку и увидел то-то и то-то». Стекла, как материал для застекления, для закрытия окон – это тогда не практиковалось, даже и стеклянные витражи – явление редкое и может быть более позднее. Почему еще? До рубежа нашей эры стекло было очень дорого, оно ценилось наравне, или может быть ненамного дешевле драгоценных и полудрагоценных камней самоцветов и употреблялось оно для посуды, для украшения и так далее. Известно много находят археологи стеклянной посуды и украшений, а кроме того, в этих широтах не нужно было особенно загораживаться от холода, поэтому достаточно было часто оконной решетки для того, чтобы человек на улицу мог смотреть, а с улицы его не было видно. Из чего строилось, как я уже сказала – кирпич сырец, бывало, что обожженный кирпич, камень, дерево. Кстати говоря, как строительное дерево часто употреблялась акация. Сказано, что Ноев ковчег построен из дерева гофер – это скорее всего именно акациевое дерево. Кедр, дуб, как очень твердая порода дерева, употреблялись для этого.

Пожалуй, основной отраслью сельского хозяйства в древней Палестине было скотоводство. Разумеется, было развито и земледелие. Сухое время года в Палестине с мая по сентябрь. С ноября по февраль период дождей, причем интенсивных дождей, нужно было запасаться водой. Потому что в тех местах, где не текли постоянные реки, или не было озера пресного, в засушливое время года просто могло не оказаться воды. Поэтому делались так называемые цистерны, водохранилища, иногда это слово ошибочно переводят, как колодец. Что это такое? Рылась яма в каменистом грунте, чтобы вода не ушла, обмазывалась известью для водонепроницаемости и туда заливалась, там хранилась вода. Были специальные цистерны для сбора дождевой воды в период дождей, она разумеется с течением времени загрязнялась, но все же это была вода, которую можно было во всяком случае употреблять в частности для полива.

Главной ценностью в Древней Палестине был скот, как я уже сказала. Кстати говоря, есть даже сведения о том, как выращивают злаки. Скажем, в повествовании о казнях египетских сказано, что лен и ячмень были побиты градом, а пшеница и полба нет, потому что град, вот эта казнь египетская град, носил временный характер, а пшеница и полба – злаки поздние, то есть полба – это вид просо, поэтому с ними ничего не случилось. Олива и некоторые плодовые деревья иногда упоминаются, как символ возрождения. Почему? Потому что в этих широтах и сейчас, если олива, или фруктовое дерево перестало плодоносить, то что делают – срубают основной ствол, пень оставляют. Пень дает побеги, которые начинают снова плодоносить. В Гефсиманском саду можно видеть такие бочкообразные оливы, очень-очень древние оливковые деревья – толстые, но внутри пустые. Тем не менее, растут, цветут и плодоносят, такое уникальное явление.

Кстати, если говорить об оливе, то нужно назвать главный, так сказать, продукт, содержащий жиры – это было оливковое масло. Не случайно оливковое масло и коровье масло во многих языках даже обозначаются разными терминами. Оливковое масло выжималось, или под прессом, или вручную – каменным пестиком. Самое чистое масло, которое употреблялось в частности для храмовых светильников – это было масло, выжатое именно не под прессом, а вручную. Давильни для масла в форме двух камней и сейчас присутствуют в археологических музеях по всему Ближнему Востоку. Поскольку это вещь каменная и поэтому хорошо сохраняющаяся, то их находят во множестве, как и мельничные жернова, например, прессы для винограда. Кстати говоря, каменные доски употреблялись и для обмолота. Такая метафора «испытание для праведника, как обмолото для зерна», отвеивание мякины встречается в Библии. Как происходило это отвеивание? На току, на котором раскладывались колосья, по нему либо прокатывали зубчатое колесо, либо волочили доску с зубцами, с каменными зубцами. Таким образом мякина отвеивалась, ее уносил ветер, а зерно оставалось. Вот этот процесс тоже, в общем, отображен в Библии и такие орудия находят.