Иконы Киевской Руси

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Сейчас наш разговор будет о древнерусских иконах, которые появились еще во времена Киевской Руси – единства древнерусского государства, после того как в 988 году при Владимире Святом (он же Первый, он же Красное Солнышко) было принято христианство.

Вообще, первые иконы Владимир привез из своего первого корсунского похода, то есть похода на Херсонес. Кстати, оттуда он привез и первого священника, который будет служить в будущей Десятинной церкви – любимой церкви Владимира. Однако, к сожалению, от этих икон до нас ничего не дошло. Единственное, что мы знаем по археологическим раскопками и реставрационным работам историков искусств, то, что Десятинная церковь, построенная в X веке по приказу Владимира византийскими мастерами, была ими прекрасно украшена, прежде всего фресками, мозаиками и иконами. При первых раскопках в 1908 году фундамента этой церкви – погибла она в 1240 году, когда Киев был захвачен татаро-монголами – нашли осколки камушков, из которых складывались мозаики.

Однако, к счастью для нас, второй большой собор – собор Софии Киевской, построенный уже в великое княжение сына Владимира Красное Солнышко – Ярослава Мудрого, до нас дошел. Его тоже строили и украшали византийский мастера. Поэтому те мозаики и фрески, которые дошли до нас от этого собора, являются общими и для византийской культуры, и для древнерусской. Они как раз показывают истоки современной русской культуры, и древнерусской культуры в частности.

Софийский собор, с одной стороны, был явным подражанием Софийскому собору в Византии, а, с другой стороны, своеобразным противопоставлением молодого Русского государства, у которого есть храм, подобный центру Вселенской империи. Главный купол, барабан и алтарь этого собора были украшены мозаиками, а остальные стены собора – фресками. Причем, интересно, что на западной стене было даже изображено все семейство Ярослава Мудрого. Правда, эта фреска не очень хорошо сохранилась.

Что касается мозаик, поскольку они сложены из смальты и полированных мраморных камушков разного цвета, в общем-то они живут вечно, если с ними не происходит какого-то насильственного разрушения.

Самой главной мозаикой Святой Софии является изображение Христа Вседержителя, находящееся в куполе. По поводу происхождения этого образа надо сказать, что в христианской традиции каноническими считались только те изображения, которые могли адресоваться к какому-то эпизоду в Ветхом или Новом Завете. Образ Вседержителя – Христа Судьи напрямую связан с Новым Заветом, что было особенно важно для христиан.

Как Вседержитель и Судья Страшного Суда Христос дважды упоминается в Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. Первый раз говорится: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр. 1,8). Во второй раз уже от лица Иоанна происходит такая фраза: «…свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). И еще раз как Вседержитель Христос упоминается во Втором послании к Коринфянам апостола Павла: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). Поскольку есть прямая ссылка на моменты текста Нового Завета, этот образ был всегда центральным и в византийском искусстве, и в иконописи Древней Руси.

Христос изображен здесь в чисто византийской манере: золотой фон и особая деталь, которую позднее, в момент расцвета древнерусской иконописи в XIV – начале XVI века, русские иконописцы будут трактовать немного по-другому, – это закрытая книга в руках Вседержителя. Почему-то для византийских христиан было характерно подчеркивать, что мы не можем до конца понять замысел Божий. Закрытая книга как раз и символизировала этот момент.

В Византии также появился связанный с императором Мануилом, бывшим одновременно иконописцем, так называемый Мануилов Спас, Который держал книгу открытый, и там была какая-нибудь важная цитата из Евангелия, обращенная к людям. Именно такой тип впоследствии будет более популярен у русских иконописцев. И, например, Андрей Рублев, самый знаменитый из русских по происхождению богомазов, своему Пантократору будет давать в руки обязательно открытую книгу с какой-нибудь внушающей надежду цитатой из Библии. Из дошедших до нас Мануиловых Спасов Вседержителей также мозаика сицилийского собора Чефалу, где византийцами изображен Христос Вседержитель, но с открытой книгой.

Не менее знаменитым является изображение двенадцати апостолов в Святой Софии. Это очень важный момент, потому что здесь как бы заложена идея распространения двенадцатью апостолами христианства по всему миру. На сводах апсиды, алтаря изображена Богоматерь Оранта, то есть молящаяся, от латинского слова «орант», что значит «молиться». Это особый тип изображения Богоматери, Которая стоит, подняв руки и обратив их в сторону смотрящего.

Вообще такой тип моления с поднятыми руками восходит еще к ветхозаветной традиции. Когда евреи, покинувшие Египет, бились с преследующими их египетскими воинами, то пока Моисей держал руки поднятыми, они побеждали, когда он уставал и опускал руки, евреям не везло, их начинали побеждать. Но Моисей был великий пророк, он опять поднимал руки, молился, Бог слышал его, и в конце концов евреи получили свою победу.

Тип иконы Богоматери, молящейся с поднятыми руками, имеет второе название – Богоматерь Оранта Нерушимая Стена. Потому что в отличие от человека и пророка Моисея, который уставал, Богоматерь устать не может и Ее руки будут вечно подняты. Поэтому христианским подвижникам уготована помощь с Ее стороны в их жизненном пути и их подвигах.

Киевская Оранта Нерушимая Стена поражает вообще масштабами самой мозаики: высота ее пять метров сорок сантиметров, то есть это гигантская мозаика. Она произвела такое гигантское впечатление на русских христиан и появившихся русских иконописцев, которые были учениками византийцев, что видно, что потом за образец многих русских икон, изображавших молящуюся Богоматерь с поднятыми руками, была взята именно Киевская Оранта.