Интерпретация источников и возможные подделки: часть II

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Дело в том, что в изучении археологических источников очень важен контекст. Если какой-то предмет вырван из контекста, он уже теряет свою ценность. Мы все время сталкиваемся с деятельностью «черных» археологов, которые что-то находят иногда с помощью металлоискателей, иногда с помощью незаконно заложенных шурфов, вырывают предмет из контекста и потом перепродают через антикваров. Такой предмет имеет небольшую ценность: он не имеет привязки, мы не можем ни точно датировать его, ни сказать в некоторых случаях, подлинный он или нет, даже если предмет очень интересный. В археологии очень важен контекст. А насчет некоторых вещей, обнаруженных в антикварных лавках, спор так и не был закончен.

Например, такой оспариваемый и относящийся к новозаветной археологии предмет, как оссуарий апостола Иакова. Он был представлен в коллекции известного антиквара Голана, собирателей древностей Израиля. Оссуарий – ящичек для хранения костей, который делается по размеру большой берцовой кости (самой длинной кости человека), и куда, после того как тело человека уже истлело, складываются кости.

Такой тип погребения в оссуарии был принят в Иудеи в конце I века до Р.Х. – начале I в. по Р.Х. По крайней мере, в Иерусалиме  до разрушения в 70-м году мы встречаем такие захоронения и соответственно выставленные в пещерах ящички-оссуарии. Нередко они могут содержать какие-то украшения, реже надписи. В семейных гробницах, где могло находиться несколько человек, для того чтобы знать, кто здесь находится, их подписывали. Как правило, писали имя человека, иногда фамилию.

Посмотрите на картинку, где изображен подлинный, найденный оссуарий Иосифа Каиафы, того самого, который упомянут в Евангелии как совершившего неправедный суд над Господом Иисусом Христом. Он был найден при раскопках, и его подлинность не вызывает сомнений. В этом оссуарии шесть человек: Каиафа, его жена и дети. Надпись «Иосиф, сын Каиафы» хорошо видна на торце оссуария.

Оссуарий, который принадлежит апостолу Иакову, как, по крайней мере, кажется из надписи, содержит очень интересное указание: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Надпись выполнена на арамейском языке. Это уникальный случай, который и вызвал сомнения, потому что братьев обычно не писали, а чтобы быть упомянутым, он должен быть очень известным и почитаемым человеком, более известным и почитаемым, чем отец.

К сожалению, длительные исследования и споры, и даже судебные расследования, серьезная многолетняя экспертиза так и не примирили научное сообщество. Голана чуть не посадили, арестовали за предоставление подделок, но в итоге вердикт суда был такой: «С помощью современных методов невозможно точно определить, подделка это или нет». Суд отказался от решения, и вопрос до сих пор остается открытым. Это, повторю еще раз, проблема вещей, которые покинули свой контекст и продаются где-то в антикварных лавках.

В целом сейчас археологическая наука находится на высоком уровне, применяется масса средств, которые напоминают криминалистические исследования, для установления подлинности: это и спектрометрические исследования, и радиоуглеродные методы датирования, и прочая, и прочая. Вплоть до того, что при исследовании оружия или предметов употребляется трасология, которая сродни баллистике: изучают, как, из чего был выпущен данный предмет, как ударяли каким-то молотком или рубилом и проч., которые позволяют довольно точно определять предназначение, время, происхождение, использование того или иного орудия. В целом, археология в этом смысле становится все более точной наукой.