Дмитрий Степанов, кандидат исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
С точки зрения международной номенклатуры, кто такой великий князь? Великий князь – это, наверное, герцог. Когда император священной Римской империи, государства Габсбургов обращается к Ивану III, он его именует королем. То есть для него великий князь – это уже что-то ближе к королю. Ну, не именует королем, но как бы ставит его в одну ровень. Интересно, что глава русского государства уже с самого начала его существования, то есть с конца XV века, он рассматривается гораздо выше королевского титула и это вызывает большие проблемы. В частности, мы видим в конце XV века обращение венецианского сената к Ивану III, где он недвусмысленно намекает о том, что Иван III является наследником византийских императоров. Венецианский сенат хотел привлечь Ивана III к борьбе против Османской империи, ну и соответственно несколько заискивающе с ним общался.
Очень важным является и тот факт, что жена Ивана III – вторая жена – это Софья Фоминична Палеолог – племянница последнего императора Константина XII и ее влияние конечно же колоссально. В частности, считается, что именно она привозит с собой чин миропомазания на царство и именно этим самым чином миропомазания был венчан внук Ивана III – Дмитрий Иванович, или Дмитрий Младший. Впоследствии в результате интриг опять-таки из-за Софьи Палеолог он фактически лишается возможности наследовать своему деду и наследником становится Василий III. Но тем не менее, само венчание на царство, миропомазание, оно происходит даже не в случае с Иваном Грозным, строго говоря, потому что там миропомазания не было, а в случае с Дмитрием Внуком. И кстати говоря, когда мы берем переписку международную, которую ведет Василий III, то есть наследник Ивана III, мы видим, что к нему шведские и немецкие властители обращаются с титулом «кайзер», то есть с титулом «цезарь» и любопытно, что император священной Римской империи – это единственный император в Европе на тот момент такого странного государственного образования с центром в Вене, или в Регенсбурге, они именовали Василия III следующим замечательным титулом – «Imperator et Dominator universorum Rhutenorum et Magnus Princeps». Если мы посмотрим на то, как в дальнейшем звучит титул русских царей – это фактически калька. То есть «Imperator» в данном случае «царь», «Dominator» – государь, господин, «universorum Rhutenorum» единственное, что перевели, как «всея Руси», ну, «universorum Rhutenorum» – это «всех русинов». Но с точки зрения номенклатуры и терминологии того времени, «русины» – это было не совсем понятно для Московского княжества. «Русинами» называли население русского государства, или будущих украинских и белорусских земель, поляки и соответственно на Западе этот термин переводили, как «рутены», то есть «русины».
То есть, таким образом уже к началу правления Ивана Васильевича IV, великого князя, который становится первым русским царем, в принципе сложилась уже четкая традиция соотнесения Московского княжества с царством, а великого князя с различными титулами, которые являются аналогами титула царя. То есть, Иван IV в этом отношении просто завершает этот очевидный процесс. Здесь необходимо отметить, что разумеется особое место играли конечно же политические взгляды самого Ивана IV. Это, кстати говоря, отразилось в той самой легенде, согласно которой 16-летнему юноше Ивану Васильевичу самому в голову приходит мысль короноваться царским титулом. По этой легенде митрополит Макарий, когда это услышал, заплакал от счастья и разработал чин восхождения на царство. Ну, если обратить внимание, то в этом чине коронации на самом деле огромное значение играет в первую очередь «Сказание о князьях Владимирских» и в меньшей степени идеологема «Москва – третий Рим».
Дело в том, что во время этой коронации не было обряда миропомазания. Почему – потому что на тот момент, видимо этот обряд, который был совершен над Дмитрием Внуком, его просто-напросто забыли, а других источников просто не было. Впоследствии, когда в 1561 году в Москву приходят греческие соответствующие книги, там можно увидеть, как раз этот чин миропомазания и Макарий изменил этот чин в 1561 году и уже впоследствии наследник Ивана Грозного – царь Федор Иванович венчался на царство с миропомазанием. Как мы знаем, это очень важная составная часть традиции коронации, она есть во всех европейских культурах – это есть снисхождение особой благодати, которая сходит на апостолов и священнослужителей – миропомазание. Как известно у нас, в отличие от стран Западной Европы, сначала проходила коронация, а потом проходило миропомазание во время Божественной литургии. В Европе наоборот, сначала миропомазание, потом проходила коронация.
Очень любопытно, что сосуд, в котором содержалось миро, назывался «Августова крабийца», то есть по легенде она принадлежала Октавиану Августу. Что очень странно, потому что Октавиан Август точно не миропомазался – это мы прекрасно знаем. К сожалению «Августова крабийца» пропала после революции 1917 года и современные исследователи просто не могут ее изучить – что это за предмет, откуда он взялся. Так вот, царский титул – это взятие своего, как говорил сам Иван Грозный. Он не взял чужого и венчался на царство по примеру своего прародителя – Владимира Мономаха. Очень важная династическая связь здесь существует. Иван Грозный соотносил царский титул естественно с титулом римского императора Октавиана Августа, то есть Августа Кесаря и что самое главное для него в содержании царского титула – это самодержавство. Самодержавство с его точки зрения имеет божественное происхождение. Это мы очень хорошо видим в знаменитой переписке Ивана Грозного и его оппонента Андрея Курбского. Андрей Курбский по большому счету не предоставляет новой политической концепции, он не показывает, что царская власть должна быть ограничена по тому-то и по тому-то. Он выступает с точки зрения родовой аристократии и говорит о том, что ему необходимо советоваться с синклитом, проще говоря с советом бояр вокруг него. Иван же Грозный в этом отношении гораздо более разносторонен, он фактически выдвигает религиозную концепцию самодержавства, или самодержавной власти.
Как вы знаете, Иван Грозный был человеком конечно колоссально образованным с точки зрения богословия, гораздо в большей степени, чем тот же самый Андрей Курбский и, что Грозный постоянно цитирует, ссылаясь на Священное Писание. В частности, он цитирует апостола Павла о том, что всякий противящийся власти – противится Бог, говорит о необходимости рабам повиноваться своим господам, также цитирует послание апостола Иуды и говорит о том, что право царя – это право наказывать. А что такое наказывать – это спасать страхом, то есть если царь наказывает, он другого человека наставляет, он это делает не озлобясь, он это делает по любви, он таким образом его спасает. Он ругает в первую очередь бояр и вообще представителей этого синклита, совета о котором говорил Андрей Курбский с точки зрения, что они имеют лукавые умышления и могут ввергнуть страну в междоусобицы. Иван Грозный считал, что христианское вероучение довольно специфично по отношению к царям и если царя ударили по левой щеке, то правую он совершенно не должен подставлять, он не имеет даже права на это.
Ну и в частности характерна такая его цитата из послания Курбскому: «Русская земля правится Божиим милосердием, и пречистые Богородицы милостию, и всех святых молитвами, и родителей наших благословением, и последи нами, своими государи» – то есть это и божественное происхождение его власти, и обязательно – это династическое происхождение. Царь Иван Грозный был очень щепетилен в вопросах происхождения. Известно даже, что очень многих своих опричников, несмотря на те услуги, которые они оказывали в том числе и борьбе против родовой аристократии, родового боярства, он очень любил помыкать этим – тем, что они «от гноища взяты», то есть от навозной кучи, условно говоря и то, что они не имеют никакого родового происхождения.