Оппозиция империи и пустыни. Часть II

 

 

Сергей Хоружий, профессор Института философии РАН, доктор наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь

Монашество получало широчайшее распространение, возникали обширнейшие монастырские комплексы, целые монашеские города.

И здесь уже начинала создаваться и своеобразная культура аскезы, возникала и некоторая аскетическая литература уже. Очень своеобразная, сегодня мы ее знаем, как, так называемые апофтегмы, то есть очень краткие истории, порой две-три строки, в которых излагается один момент, один какой-то элемент подвижнического жития. Этот жанр тоже очень долго не понимался – это написано конечно очень простым безыскусным языком и говорит, как бы о житейском – вот такой-то авва туда-то пошел, то-то сказал, только и всего. И это долго и понимали, как такие простенькие житейские рассказики из жизни подвижников. Оказалось, что это вовсе не так – это жанр высокой духовной глубины. Каждый из таких малых текстовых элементов в себе совершенно определенное духовное послание, месседж, в нем всегда есть некоторый элемент практики, который надо усвоить. Вот в форме таких элементов и закладывался фундамент аскезы, в них создавался как бы такой духовный алфавит анахорезы. И это все начало появляться уже немедленно с зарождением самой традиции в IV-V веках.

Затем следует другой период, опять очень другой. Здесь история любит контрасты. Период так называемого «синайского исихазма» VII-X веков. Внешняя история этого периода крайне скудна и проста, она сводится к существованию нескольких монастырей в очень узком географическом ареале – вокруг горы Синай. Главный из этих монастырей ныне существующий, многие наши православные там бывали и бывают – монастырь святой Екатерины на горе Синайской, он же монастырь Неопалимой Купины. В этом монастырском очаге делается, зато важнейшая внутренняя работа – происходит систематизация практики и артикуляция ее духовных заданий, уже более детальных, не такого самого общего задания – практика должна прийти, возвести человека к преображению и обожению, а уже в эпохе синайского исихазма сумели увидеть на какие отдельные духовные работы все это раскладывается, какой необходимо пройти путь.

И один из главных выводов был в том, что путь этот носит характер последовательности ступеней, которые друг от друга вполне отчетливо различаются. Причем эти ступени явно выстроены в порядке восхождения. Иными словами, путь исихастской практики был увиден, как некоторая духовная лествица. Сегодня это из первого и главного, что все знают про подвижническую практику, и знают, что преподобный Иоанн Лествичник потому и именуется Лествичником, что он составил первое подробное описание всего пути исихастской практики от начала, от вступления на ее путь и до завершения, где с человеком уже начинаются подступы к обожению, действительные элементы преображения человеческого существа. Весь этот путь он разделил на 30 ступеней и назвал его описание «Райской лествицей» и это осталось одним из главных текстов не только исихастской аскезы, а всей христианской духовности. Знаменитая «Райская лествица» Иоанна Синайского. Подробнее мы еще ее опишем.

Вслед за периодом синайского исихазма, опять новые контрасты в жизни традиции. Для начала традиция переживает некоторый период упадка, когда исихастское искусство, уже становится ясно, что это действительно тонкое и особенное искусство, которому учиться надо специально и очень тщательно. И хранить, и передавать это тонкое искусство – это очень особая задача в чисто практической жизни. И не во всех исторических условиях эта задача успешна могла выполняться. Мы обозначили период синайского исихазма приблизительно, как VII-X века, а вот приблизительно XI-XII, отчасти XIII века – это период, когда возрастание этого духовного наполнения традиций почти не происходит. В каких-то избранных очагах сохраняется достигнутое, но выстраивание всей исихастской лествицы подробно, с антропологическими рецептами, что называется – как должно происходить духовное восхождение – это в период синайского исихазма еще далеко не было закончено.

И в следующий период дальнейшего достраивания исихастской лествицы так и не происходило, пока не начался следующий из главнейших периодов существования исихазма – это поздневизантийский исихазм XIV и отчасти XV веков. В этом хронологическом интервале складывается необычайно важный новый центр, новый очаг исихастского искусства и это Афон.