Иерей Антоний Лакирев, специалист по Новому Завету
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Притом что в Римской империи было запрещено абсолютно все: любая активность граждан, любые объединения, особенно рабские, одна лазейка оставалась. Дело в том, что римское общество – на самом деле, греко-римское, не только в самой Италии, но и во всей империи – все-таки очень серьезно относилось к похоронам, посмертной участи человека. Для них было важно достойное погребение, они считали, что лишь самые отъявленные негодяи и преступники могут быть лишены достойного погребения. А все остальные, кто не являются такими отъявленными негодяями, даже рабы, имеют право быть достойно погребенными. Все известные похоронные манипуляции в этом обществе требуют определенных средств. Патриции, сенаторы, откупщики налогов могут позволить себе поороны за свой счет, а государственные деятели за государственный счет. В биографиях знатных римлян того времени как особое достижение отмечается, что этот человек был удостоен погребения за государственный счет.
Но что делать простым людям? Кто будет организовывать похороны и поминальные трапезы? Как все это делать? Это было настолько важно, что даже совершеннейшие параноики среди императоров, как Нерон или Калигула, все равно не решились запретить так называемые погребальные коллегии (collegia funeraticia). Эти коллегии были очень демократичными, могли включать в себя людей самых разных слоев: и рабов, и вольноотпущенников, и свободных граждан империи. Разве только самые знатные не входили в подобного рода коллегии. И эти коллегии имели право на существование. Основная их задача была организовывать похороны и регулярные поминки. В римском обществе было принято совершать поминки в 3-й, 40-й день, через полгода и год после смерти каждого человека. И вот такие союзы, в которые входили где-то 100 человек, а где-то 1000, вполне легальные с точки зрения римской власти, организовывали похороны и поминки, независимо от религиозной принадлежности своих умерших членов.
Где-то уже в начале 60-х годов, по крайней мере в Риме, и, вероятнее всего, в других крупных городах империи – христианство еще долго оставалось исключительно городской верой, городским феноменом – христиане пытаются легализовать свое положение перед римской властью как такие погребальные коллегии. Из этого вытекает целый ряд следствий. Если вы коллегия, у вас должен быть смотритель, как в каждой гражданской коллегии. В тех коллегиях, которые были еще запрещены Суллой, в погребальных коллегиях, коллегиях разрешенной религии – везде должен быть смотритель, тот, кто представляет эту коллегию перед государственной властью и за все отвечает.
Таким образом, из старших в христианской общине тоже выделяется некий человек, который будет представлять эту общину перед государственной властью. Если вы погребальная коллегия, значит вы должны собираться на кладбище. Да, римские христиане собираются в катакомбах, каковые и есть огромное кладбище. Если вы погребальная коллегия, значит ваши поминки должны быть в 3-й, 40-й день, через полгода, год после смерти, и христиане это делают. Таким образом рождается довольно много структурных вещей, являющихся результатом взаимодействия христианской общины, еще живущей по-своему, и римской государственной системы.
Собственно говоря, наше слово «смотритель» и возникает как лицо, которое отвечает за свою общину, свою коллегию перед римской полицией. До этого в общинах обычно бывало не по одному старейшину. Как часто пишут в «Деяниях»: и Павел поставил им старейшин к Церкви. Обычно у нас не переводят греческое слово «пресвитер», и совершенно зря, потому что обозначает ничто другое, как людей, умудренных жизнью. И уже, повторяю, к середине 60-х среди этой коллегии старших необходимым образом выделяется человек, который будет отвечать за все.
У этого есть еще некоторые важные нюансы. Обычно христиане ставят своим смотрителем, во-первых, человека более состоятельного, потому что ему не надо платить зарплату и он будет сам поддерживать свое существование и даже сможет помочь нуждающимся. Обычно у него самый большой дом и есть хотя бы одна очень большая комната, поэтому у него можно собраться. Раскопки ранних христианских домов-собраний показывают именно такую картину: обычно это жилой дом, в котором есть большая комната, и дальше помещения, в которых живет семья этого старшего, пресвитера или епископа.
С точки зрения внутренней структуры появляются люди, отвечающие именно за единство, порядок в общине, и отвечают в первую очередь перед государственной властью. Внутри отношения между самими христианами пока еще довольно мало связаны с этим феноменом.