Иерей Антоний Лакирев, специалист по Новому Завету
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Повествование о Страстях самое одинаковое в устной традиции, это определяется, конечно, тем, что этот рассказ сформировался рано. Проходит еще совсем немного времени, и проповедь апостолов выплескивается из народа Божьего в совершенно иную среду. Это среда, которая не знает того, что они знают с детства, не знакома с пророчествами и в общем не знакома с ожиданием Мессии. Хотя, кстати сказать, в эллинистической культуре, по крайней мере, более образованным людям было известно, что иудеи верят и ожидают, что придет некто, кто изменит судьбы мира и жизнь человеческую в этом мире. Тем не менее для будущих христиан из язычников содержание апостольской проповеди оказывается во многом неожиданным. И здесь к рассказу о том, что Христос умер на кресте и воскрес, неизбежно приходится добавлять рассказ о том, Кем Он был, что Он говорил, чему учил.
После 36 года, когда апостолы главным образом проповедуют не в Иудеи и Галилеи, а на Ближнем Востоке и распространяют проповедь до самого запада Средиземноморья, у апостолов возникает необходимость рассказывать людям, кем для них являлся Иисус, свидетельствовать о своем опыте. Главным образом они, конечно, рассказывают о встречах с Ним: о том, что Он говорил и что делал. Кстати, это получается довольно точный пересказ.
У нас есть записанное уже в конце I столетия чрезвычайно важное свидетельство Климента Римского, который пишет, что однажды апостол Петр, учеником которого он был, рассказывал, ему, что просыпается каждую ночь в полночь и не может больше спать, потому что привык в это время повторять про себя слышанные от Господа слова. И потом через какое-то время, вспомнив эти тексты, апостол засыпает снова.
Понятно, что люди, которые привыкли так делать – а в иудейской культуре так делали любые ученики любых раввинов, для которых это был нормативный способ помнить то, чему их учили – будут помнить эти рассказы и эти точные слова на протяжении очень долгого времени, строго говоря, по жизни.
И, повторю, что когда проповедь апостолов выходит за пределы народа Божьего, становятся востребованными и рассказы о Христе: о том, что Он говорит, чему Он учит. Это одно.
Но возникает и вторая задача, которую приходится решать христианам I столетия. Задача очень трудная и, на самом деле, вовсе не решаемая. Заключается она в том, что, с одной стороны, они знают, что посланы к погибшим овцам дома Израилева и их задача – свидетельствовать о том, что Иисус и есть Христос в славу Бога Отца, в народе Божьем начиная от Иерусалима. Для этого они вынуждены следовать словам Иисуса, Который говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить». И среди христиан Иерусалима возникает понимание в первую очередь того, что для того чтобы свидетельствовать о Христе жителям Иерусалима и Иудеи, надо быть экспертами в исполнении закона, надо исполнять его лучше всех. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, – говорил им в первые годы Иисус, – не войдете в Царство Небесное». Вот они и стараются делать и, кстати говоря, весьма успешно. Они не были в этом смысле лицемерами и по правде следовали закону, при этом веря в спасение, которое даровал им Господь Иисус. Здесь, в отличие от позднейших времен, нет никаких неправд.
Но одновременно с этим в их же собственной общине появляются христиане, их братья, которые не являются иудеями. Как совместить одно с другим? Постепенно это вырастает во все более трудную и неразрешимую проблему Церкви. Дело не в том, что одни не любят других: первые вторых или вторые первых. А в том, что для свидетельства иудеям надо быть верными закону, но если есть христиане из язычников, их невозможно от себя отторгнуть, и как совместить одно с другим, в общем, не понятно