Формирование канона почитания икон и мощей

Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

726 год – на Крите землетрясение и император напрямую говорит, что это из-за того, что внутри православной Церкви сохраняется идолопоклонство, он имел в виду как раз иконопочитание. Начинают, сначала поднимать иконы на такую достаточно большую высоту, часть икон убирают. Потом вторая часть – их начинают выбрасывать, убирать из храмов. Ту партию, которая поддерживает патриарха, патриарх тогда был за иконы, он почитал иконы, он обращался к папам на Запад, на Западе не было в рамках Римской Церкви… Папы, особенно Захарий, Павел, впоследствии Адриан, они поддерживали как раз партию иконопочитателей и всячески старались помочь тому процессу восстановления иконопочитания, который был в Византии. Но разумеется некоего апофеоза иконоборчество достигло при Константине V Копрониме. При нем уже просто-напросто последовательно образы уничтожались, иконы топтались, попирались, причем в попирании образа Спасителя заставляли принимать участие и священников, и епископов, и очень многих за этот отказ растоптать образ, икону Божьей Матери, людей ссылали, казнили.

Надо сказать, что личность Константина очень сложная. Потому что с одной стороны он вел достаточно варварскую политику в плане иконопочитания, но с другой стороны, он был герой Византии, он отогнал мусульман. Потому что в VIII веке Константинополь был примерно в том же самом положении, что и в 1453 году и вот Константин эту ситуацию тогда переломил и он был национальный герой, гвардия его поддерживала и надо сказать, что он имел очень большую поддержку. Это связано с императрицей Ириной, которая вышла как раз замуж за сына Константина Копронима, причем он – тесть, заставил принести клятву о том, что она не будет поддерживать иконы. Сама Ирина была из благочестивой афинской семьи и как раз иконопочитание она поддерживала, но была тайной иконопочитательницей. Тесть был очень грозен и поэтому она эту клятву принесла. Но как только она взошла на престол, то ее муж Лев Хазарин и он уже несколько умерил пыл иконоборцев и постепенно под ее влиянием стали возвращаться потихоньку и монашествующие, она сама тайно пока, но уже могла, образовала вокруг себя партию иконопочитателей и стала уже тогда подготавливать, набирать силы для того, чтобы провести собор, который бы восстановил иконопочитание. Надо сказать, что Константин Копроним в 754 году провел так называемый уже собор иконоборческий, который запретил почитание икон. Причем он бросил на это все силы и даже на тот момент Византия потеряла навсегда Италию в связи с этим собором, потому что он бросил окончательно заботиться об Италии и Сицилии на тот момент и папа Стефан II, который был утесняем лангобардами, еретиками, вынужден был обратиться к франкскому королю Пипину, который лангобардов разбил и в итоге те византийские территории были подарены папе. Из-за иконоборчества Византия потеряла Италию на тот момент.

Ирина соответственно стала готовить собор, который бы опроверг этот лжесобор. Но сделать это было очень сложно. Была очень большая поддержка всего, что связано с иконоборчеством, всего, что связано с памятью Константина Копронима и гвардия конечно тот собор, который должен был состояться в 786 году, он просто не состоялся, потому что партия иконоборцев в буквальном смысле слова выгнала иконопочитателей из зала собора. Причем выгнала, еще мягко сказано, многих епископов просто выбросили из зала заседания, а многие просто скрылись, так как их жизнь была явно под угрозой. Ну Ирина в этот момент сделала несколько вещей и в этот период между 781 и 787 годом, она во-первых, озаботилась тем, чтобы получить поддержку Запада, в это время на Западе царствует император Карл, тогда он еще императором не был, но вся Западная Европа была объединена к тому времени, кроме Испании и папа Адриан как раз поддерживал все те тенденции, которые связаны с восстановлением иконопочитания, а между дочерью Карла Великого Ротрудой и будущим императором, то есть сыном Ирины Константины даже была заключена помолвка – это была такая попытка восстановления династии, брака между Западом и Востоком, которая, к сожалению, не была осуществлена. То есть Ирина получила поддержку в том числе и Запада в тот момент и старую гвардию она отправила, всех очень щедро одарив, заключив мир, отправила всех на пенсию.

Набираются новые люди и благодаря этому уже в следующем 787 году и проходит Седьмой вселенский собор, который благодаря такой очень твердой позиции самой императрицы и той партии, которая возвращается в Константинополь, окончательно формирует догмат, именно там на этом соборе мы черпаем тот фундамент богословский на котором зиждется почитание святых икон, святых мощей, что мы поклоняемся, как правильно почитать святые иконы и святые мощи, что мы поклоняемся не краскам, а первообразу. Что воздавая честь иконе – мы воздаем честь первообразу. Это все Седьмой вселенский собор. Его значимость настолько была велика вообще для Церкви, что первая неделя поста, которая называется Торжество православия, как раз этому собору иконопочитания и посвящается. И опять же подчеркну, что это не торжество религиозного искусства, а именно торжество той мысли халкидонской о том, что Господь Иисус Христос был не только совершенный Бог, но и совершенный человек. А то, что было видимо, можно и изображать.