Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Поскольку русская земля является понятием фундаментальным, то, что бы ни происходило в историческом плане в России, какие бы метаморфозы ни изменяли русскую жизнь, все равно это фундаментальное понятие сохраняет свое влияние на все важные проявления русской жизни, в том числе и проявления государственной жизни.
Удивительно дело, Российская империя появилась, родилась из Московского царства в тот момент, когда идея русской земли была в культурном плане потеснена, как-то отодвинута другими идеями и другими культурными проектами. И все-таки закон культурной топики, существует такой закон, который точно устанавливает, что фундаментальные понятия для цивилизации не могут быть трансформированы, они сохраняются и их может отменить только крах, или просто гибель этой цивилизации. Так вот идея русской земли конечно определила и в значительной степени сформировала то, какой облик приняла Российская империя. Российская империя по своей сути, по своей организации ничего общего не имеет, допустим, с империями западноевропейскими, в первую очередь с Британской империей, ничего общего. Эта фраза, которая стала чуть ли не нарицательной «тюрьма народов» – это просто самая грубая и невероятная ложь на то, что по сути из себя представляла Российская империя.
То есть, в чем здесь разница, допустим с Британской империей? Британская империя – четко разделялась на митрополию и колонии. Митрополия всеми возможными способами выкачивала ресурсы из колонии – вот так действовала империя Британская, также действовали и другие европейские империи. В России мы никогда не наблюдаем ничего подобного. Дело в том, что любые территории, территориальные приращения к России становились по своему культурному что ли статусу, частью русской земли, поэтому они не могли подвергаться никакой дискриминации, там не могло быть никаких резерваций и снятия скальпов, как, допустим, в Америке.
И хорошо видно, допустим, на судьбе Прибалтики, суть и характер Российской империи. Казалось бы, такая часть давно европеизированной территории во время Северной войны при Петре I оказывается в составе Российской империи. Во-первых, ведь после этого Петр там ничего не меняет насильственным образом. Так остаются все порядки, с которыми эта территория вошла в состав империи. Что это за порядки? Это интересно, ведь дело в том, что Прибалтика – Эстляндия и Лифляндия в то время, ну часть Курляндии – это часть такого ливонского наследия. То есть балтийские племена когда-то жили на этой территории, и они подверглись такой массированной немецкой колонизации. Вся верхушка общества, все управление находилось в руках так называемых остзейских немцев. На этой территории действовало Остзейское право. Что это за право, в двух словах если объяснить? Это значит, что местные туземцы – разные земгальцы, ладгальцы, курляндцы, эстляндцы – те народы, которые образовали потом эти ныне существующие государства, они были людьми второго сорта. Мало того, что они не могли получать образование выше низшего, они не могли жить в городах, они не могли заниматься торговлей, то есть это были такие парии – вот, что значит немецкая колонизация. Такое типичное явление европейской культуры.
Так вот Петр по началу сохраняет там все порядки, потому что все насильственное совершенно невозможно для русской практики. Но тем не менее, проходит время и в Прибалтику Екатерина II совершает свое самое первое путешествие – это в 1764 году происходит. Она видит всю эту ситуацию, видит это проявление остзейского права, видит этих туземцев, угнетенных остзейскими немцами. Здесь надо сказать еще такую вещь, что в Российской империи остзейские немцы получили все права наравне с российским дворянством. Масса самых высших чинов замещались выходцами из Прибалтики, начиная от Бенкендорфа, Крузенштерна и так далее. Они никак не дискриминировались по отношению к российскому дворянству. Так вот, когда Екатерина приехала в Прибалтику, она посетила Ревель, то есть это нынешний Таллинн, Пярну, Ригу, дальше Митаву, то она везде общалась с представителями местной аристократии и указывала им на то, что вообще-то это немецкое право, которое в пространстве Российской империи является исключением, что оно должно быть ликвидировано, что нельзя таким образом, то есть у нас в Российской империи не принято так относиться к низшим сословиям – к этим самым несчастным местным крестьянам. И что вы думаете, авторитет российской императрицы был столь высок, что не сразу, но к концу ее правления это остзейское право в Прибалтике было отменено. Между прочим, это дает местным народам просто шанс на выживание. То, что сегодня там существуют всякие Латвии и Эстония – это стало возможным только потому, что в результате вхождения в состав Российской империи там была нормализована жизнь и ликвидированы самые такие тяжелые последствия немецкой колонизации. Вот в чем суть дела.
И вот еще интересный на эту тему пример, он касается другой части Российской империи – Грузии. Как известно, Грузия довольно долго, чуть ли не несколько веков просилась, чтобы ее взяли в состав Российской империи и вот взяли. Это удовольствие стоило чисто в финансовом плане очень дорого. Рядом с Грузией находятся две мощные исламские империи – Османская и Персия, ее надо было защищать, там нужно было держать довольно большое количество войск. Это проблема, это было очень дорого. И в 1828 году известный русский человек – Александр Сергеевич Грибоедов, который был крупный российский чиновник и дипломат, он был в Тифлисе и вместе с другим чиновником они написали проект «Записка об учреждении Российской Закавказской компании». Это был проект по сути дела переложенным вариантом устройства знаменитой Ост-Индской компании, которая осуществляла это выкачивание ресурсов из Индии в пользу Британской митрополии. Появился такой проект в российской бюрократии, там было расписано, что доходы от такой компании будут весьма значительны – 29 млн рублей в год, подобный проект подается Николаю I. И что вы думаете, он его утверждает? Вроде бы польза, выгода государственная говорит в пользу этого проекта. Ничего подобного, этот проект был отвергнут, потому что ничего такого колониального в пространстве Российской империи быть не могло. Все части и в том числе, и Грузия, она тут же включалась прежде всего в культурное пространство России, становилась частью русской земли.
Ну а почему же все-таки при таком человеческом устройстве Российская империя имеет такой печальный финал, печальный конец? В чем тут дело? Раз к периферийным территориям было такое благосклонное отношение, они чувствовали себя в пространстве империи действительно хорошо, не был потерян ни один язык, ни одна культура, ни один народ – это хорошо известно. В чем тут дело? Все-таки то, с чего мы начали – эта идея русской земли, когда это пространство собирало разных русских людей и это пространство определенным образом настраивало духовное зрение этих людей. Этот удивительный культурный феномен стал размываться. Почему – мы сейчас говорить не будем, но то, что к Первой мировой войне русское крестьянство в значительной степени утратило эту традицию – это, в общем, такой факт несомненный.
Чтобы понять, что же произошло, достаточно прочитать знаменитый замечательный рассказ Бунина «Последняя весна» – там показано в каком состоянии находится русское крестьянство. Он уже эту землю, которая вокруг него находится, которая выглядит так прекрасно, потому что в то время практически сделаны фотографии Прокудина-Горского, он эту землю не воспринимает, он уже живет по принципу «моя хата с краю», русский крестьянин разошелся с Россией, разошелся с русской землей, он перестал ее понимать – это конечно обернулось трагедией.