Сергей Хоружий, профессор Института философии РАН, доктор наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Мы начинаем детальное описание пути исихастской практики. Первый блок этой практики несет в себе духовное и жизненное решение о вступлении на путь, а затем и само это вступление. Стоит заранее сказать, что всего таких исихастская лествица, я упомянул, что преподобный Иоанн разделил ее на 30 ступеней, но в ней выделяется и заметная крупная структура, как бы марши лествицы, этапы лествицы – их выделяется три.
На первом этапе главная задача – это покинуть мирской уклад, войти в альтернативный уклад. На второй стадии главная задача – создать специальные средства духовные и антропологические, которые позволили бы актуально менять само существо человека, реально осуществлять бытийное изменение, создать у антропологического процесса, как философ скажет, онтологическое измерение – вертикальное восхождение – это второй блок. Ну и, наконец, заключительный, когда эта техника уже создана и начинает приносить свои плоды, начинаются реальные изменения, преображающие всего человеческого существа. Финал духовной практики обычно называется греческим термином «телос» и вот заключительный блок – это блок телоса. Мы уже сказали, что его главное содержание – это созерцание света фаворского. Это антропологически необычайно богатое явление и формула созерцания заимствована из античной, нехристианской традиции. На самом деле – это абсолютно не созерцание, хотя этот термин продолжал использоваться. Такие три блока.
И сейчас мы начинаем краткое описание первого из них. Значит, исходная фаза практики с древности носит название «духовные врата». Что это такое? Сама практика уникальна, в ней человек надеется продвинуться к актуальному изменению самого своего способа бытия, к изменению его самых фундаментальных свойств. Таких, ни много, ни мало, как смертность человека. Поэтому и вступление на путь практики тоже оказывается особым событием, особой духовной работой, внутри которой тоже выделяется своя структура. Какая это структура?
Эту структуру хорошо описывает древний образ врат, через которые человек входит. Если вдуматься, то врата – это действительно прохождение врат, событие с определенной структурой. Сначала человек находится в какой-то одной местности физической, или духовной, если угодно, может быть. Затем на этой местности располагаются врата, в которые он решает войти, он не знает, что за этими вратами, но априори предполагает, что за ними может быть просто другая реальность, другой мир. Таким образом вхождение во врата – это событие в свою очередь из трех этапов.
Это особое совершенно духовное событие, в котором усматривают тройственное строение. Сначала человек должен принять решение, что он хочет изменения в том пространстве, в той местности, где он находится, он решает не оставаться. Он видит врата и решает войти в них. Затем следует само прохождение этих врат и затем следует уже пребывание в том каком-то вообще говоря, другом мире, другой реальности, которая открывается за вратами. То есть, есть превратный мир, предвратный мир, есть само событие прохождения через врата и есть далее уже начало жизни в следующем завратном мире, интеграция в него.
Здесь за этими стадиями закрепляются такие названия. Духовные врата – это обращение – когда человек принимает решение, говорят, что с ним свершилось обращение. Классический образец всегда приводят евангельский, новозаветный соответственно – это обращение, совершившееся с апостолом Павлом на пути в Дамаск. Затем само прохождение через врата, за ним закрепляется термин, который обозначает просто действительно перемену, перемена ума, по-гречески «метанойя». И затем, когда человек уже прошел врата и вступил в новый завратный мир, начинается некоторое существование по правилам, по законам этого нового мира, если речь идет о христианском опыте, то человек обнаруживает, что интеграция в этот мир должна начинаться с покаяния. Такая тройственная структура первого события практики.