Разрыв с миром. Часть III: метанойя

 

Сергей Хоружий, профессор Института философии РАН, доктор наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь

Покаяние – это большой важный раздел исихастской практики. Я назову просто чисто таким назывным образом главные особенности, без их описания, объяснения, просто назовем их.

Во-первых, оказывается, что покаянные практики очень специфичны, они экстремальные, они необычные и странные для обычного житейского взгляда. Покаянным практикам присуща богатая гамма острых негативных переживаний. Человек развивает в себе негативную эмоциональную атмосферу, он осуждает себя самым резким образом, обличает себя, обвиняет и это не ограничивается только уровнем словесным, вербальным. Исихазм – это в покаянии вполне проявляется, исихазм, то, что называется целостная, холистическая практика, он вовлекает всего человека. Соответственно и в покаянные практики вовлекается уже и телесность человека, и интеллект, и психика, и развиваются крайне экстремальные практики. В знаменитом сочинении «Лествица», есть особый большой раздел, который называется «Описанием темницы кающихся», там описываются эти самые состояния крайнего покаяния и для светского сознания европейской культуры – это чистейшие описания острых психопатологий. Описание всех тех зол, которые кающиеся сами себе наносят. Но, вся эта необычность, которая делает покаяние просто дикостью для так называемого культурного европейского сознания, она и имеет самое твердое объяснение и оправдание. Все эти крайние практики необходимы для того, чтобы создать резкое отталкивание от покидаемого образа бытия.

Ну и еще в заключение я уже скажу, что подвижник обнаруживает, что покаяние вообще никогда не должно завершаться – это практики начального этапа, совершенно верно, но покаянию в христианской жизни вообще нет конца. Когда начнется уже и дальнейшее духовное восхождение, и человек уже-таки и окажется способен реально восходить по лествице исихастского опыта, все равно и тогда в составе его опыта покаяние непременно должно сохраняться. Такие основные особенности.

И еще в этот блок входит конечно, ну это то, что все более, или менее знают, мы на этом можем не останавливаться подробно – борьба со страстями. Человек совершил покаяние, он твердо решил, что он будет восходить к Богу, но дальше он обнаруживает, что для этого восхождения еще есть препятствия, есть помехи восхождению. И эти помехи называются страсти. Это особое состояние сознания, когда именно купируется, блокируется возможность изменения и продвижения сознания к другим состояниям, возможность меняться. Страсти – это именно такие состояния в которых человек задерживается, которые его затягивают, втягивают и он теряет именно способность менять, перестраивать сознание, что и нужно для духовного пути. Это суть страстей, а конкретика их общеизвестна в христианской жизни, все мы, исповедуя свои страсти и страстишки выписываем, продумываем и стараемся искоренять разнообразными средствами и пастырской помощи, и личной духовной дисциплины – это как раз из самых известных областей христианской жизни, которая уже не относится узко к исихазму. Здесь борьба со страстями – это совпадающее в аскетике и во всей широкой христианской жизни. Поэтому на этом можем не останавливаться.