Борис Братусь, профессор МГУ
Все лекции цикла можно посмотреть здесь
Если большинство психологов и мнение Церкви было против того, чтобы христианская психология вошла с одной стороны в Церковь, а с другой стороны в научную психологию, в университетское образование, то возникает вопрос – как нам найти свои собственные основания? И конечно первое – это обращение к истории. История нас очень поддержала. В каком плане – дело в том, что обнаружилось несколько очень важных вещей, которые выступали против разделения психологии и Церкви. Эти вещи обнаружил, тут надо сказать, замечательный петербургский библиограф и психолог – Юрий Михайлович Зенько. Собственно, его открытия были для нас крайне важны и надо сказать, по нашему невежеству, во многом неожиданны.
Дело в том, что в учебниках психологии говорится о том, что первой книгой по психологии в России была книга некоего Ивана Михайлова, которая была издана примерно в 1704 году. С этого начинается разговор о психологии. Зенько исследовал этот вопрос и выяснил, что эту книгу написал не Иван Михайлов, а Иван Михайлович Кондорский. И этот Иван Михайлович Кондорский был дьяконом Русской православной Церкви. Затем он стал священником, иереем, и затем стал протоиереем Русской православной Церкви. Это такое ошеломляющее открытие для многих, потому что получается, что первая книга по психологии написана попом. Но этого мало, тот же Зенько обнаружил, что первый конспект по психологии вообще был написан, был составлен в Киево-Могилянской академии. И он относится к 1694 году, этот конспект хранится в библиотеке Московской духовной академии.
Таким образом уже в самой ранней духовной академии, а именно в Киево-Могилянской академии уже был курс психологии, наряду с другими основными курсами. И вообще вскрывается картина, которая совершенно противоположна тем предрассудкам, тому мнению, которая есть относительно соотношения психологии и Церкви. А именно, в течение трех веков ведется, велся диалог между психологией и духовным образованием. Более того, не было ни одного крупного училища, ни одной крупной серьезной академии, в которой был этот предмет не был выделен, как отдельный, в которой не было бы кафедр логики, психологии и так далее.
Поэтому разговоры о том, что надо нам эта психология, не надо… это разговор немножко в сторону. Главный вопрос не в том, что надо, или не надо, главный вопрос – какая нужна психология. И в этом плане можно даже так сказать, что в духовных образовательных учреждениях психология была всегда. Свое существование, как отдельный предмет она прекратила лишь в начале 1960-х годов и это было сделано ни кем иным, как Хрущевым, известным богоборцем, который выкинул из программ духовных учебных заведений психологию, химию, физику. Сделал все, чтобы священство не было образованным.
На самом деле надо вспомнить, что термин «христианская психология» впервые был употреблен святителем Игнатием Брянчаниновым. И это было в 1860 году. Но настоящим отцом христианской психологии признанно является святитель Феофан Затворник. У него ряд произведений, связанных с христианской психологией, у него программа христианской психологии. И дальше, если брать сочинения, то мы видим сочинения епископов, священников, мирян, преподавателей духовных академий, которые связаны с той областью, которая называется христианская психология. На всякий случай замечу, что именно христианская психология. Сейчас говорят, нет, не надо христианская, надо называть «православная», надо называть «святоотеческая психология». Термину христианская психология более 150 лет. В такой стране как Россия понятие «христианская психология» – это значит и есть «православная психология», какая она еще может быть? Поэтому этот термин утвержден и какая-либо ревизия его невозможна и совершенно не нужна.
Итак, какие же были сочинения в этой области? Очень интересные сочинения, например, «Психология бесоодержимости в русской деревне», «Психология кликушества», «Психология веры» и даже была такая книжка, которая называлась «Психология атеизма». Была большая книжка, которую написал епископ Мелитинский, ныне причисленный к лику святых Грузинской православной Церкви, которая называлась «Практическая психология» и так далее.
Теперь все куда это делось? Ответ к сожалению, очевидный и столь же очевидный, сколь и печальный. С 1917 года с октябрьской революции прекращаются начисто какие-то работы, связанные с взаимоотношением между Церковью и психологией. Собственно, это яма, это катастрофа, в которую ухнула вся культура Российской империи. Что-то уцелело, какие-то осколки продолжали быть, но все, что связано с отношением в частности психологии и Церкви, все эти диалоги просто прекращены. Вы не найдете ни одной работы после 1917 года. Первые работы по христианской психологии появляются спустя 80 лет, они появляются в начале 1990-х годов. И поэтому этот пробел в сознании многих воспринимается, как вообще этого никогда не было, вообще это невозможно и так далее. И это все является важнейшим основанием для развития христианской психологии.