Царство в XV-XVI вв. “Сказания о князьях Владимирских”

Дмитрий Степанов, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Термин «Россия» появляется в конце XV века, как ни странно, термин этот не русский – это греческий термин. Это греческое произношение слова «Русь» – «Россия». Приходит он вместе с Софьей Палеолог, о ней мы сейчас скажем отдельно. В конце XV века образуется русское централизованное государство. У нас нет, к сожалению, ни одного памятника Ивану III, хотя безусловно – это человек, сыгравший колоссальнейшую роль в нашей истории – это создатель современной геополитической реальности под названием Россия по большому счету. Не надо забывать, что при нем происходит освобождение от татаро-монгольского ига уже полное, окончательное, объединяются княжества вокруг Москвы и происходит создание централизованного государства. Это очень важный момент в нашей истории и современники естественно, они вообще в принципе разделяли все, что было до Ивана III и то, что было после. И эти колоссальнейшие сдвиги в нашей истории, они разумеется стали частью рефлексии нашей интеллектуальной элиты и естественно рассматривались с различных точек зрения.

В частности, именно в конце XV века появляется очень важная традиция – это «Сказание о князьях Владимирских». Считается, что окончательно оно было записано в 1520-х годах, но все-таки большая часть исследователей считает, что появляется она при Иване III. Это довольно интересная традиция, она гласит о том, что наша правящая династия Рюриковичи происходят ни много, ни мало, как от младшего брата императора Октавиана Августа, от Августа Кесаря и в эту традицию действительно верили. Известно о том, что такой важный ее адепт, как Иван Грозный, все время ставил своему коллеге шведскому королю Юхану эту легенду в качестве примера. Юхан происходил из неродовых дворян, а Иван Грозный все время говорил ему о том, что мы от кесаря Августа родом ведемся. Это очень важный момент – это вписание московской династии в мировой контекст. Очень характерно, кстати говоря использование термина «кесарь» – это то же самое, что «цезарь», то же самое, что «царь». Но «кесарь» использовался исключительно по отношению к языческим императорам. Слово «царь» – это уже то, что носило под собой религиозный подтекст.

Вторая часть этой легенды – это история про Владимира Мономаха, который после удачного похода на Царьград получил шапку Мономаха, то есть венец, которым впоследствии венчались русские цари, вплоть до Петра I и которая использовалась во время коронации российских императоров, из рук своего деда Константина XI Мономаха. Это разумеется, как у нас сейчас любят выражаться «фейк» в том отношении, что Владимиру Мономаху было два года, когда умер его дед Константин XI, то есть вряд ли в двухлетнем возрасте он совершил удачный поход и получил корону из его рук. Сейчас доказано, что шапка Мономаха – это головной убор, который был подарен ханом Узбеком Ивану Калите. Но очень важен тот смысл, который в него вносили. Опять-таки, очень важно, что в этой легенде Владимир Мономах назван царем, равно как и Константин XI тоже назван царем. Если вы попадете в Грановитую палату там прямо над тем местом, где находился престол, эта легенда изложена в виде фресок очень красивых. Там рассказывается и про Октавиана Августа, и про Владимира Мономаха. И действительно – это очень важный момент. Некий впервые упомянутый царский титул по отношению к представителю династии Рюриковичей.

Следующая важная идеологема – это конечно же теория «Москва – Третий Рим». Я хотел бы затронуть только ту ее часть, которая касается царского титула. Опять-таки считается, что автором этой теории считается монах Псково-Елеазарова монастыря Филофей. Это не совсем верно. Почему – потому что впервые она была сформулирована митрополитом Зосимой в конце XV века и сформулирована примерно в той же самой форме, что и у Филофея. Суть ее, как мы все прекрасно знаем еще из школьного курса – было два Рима. Первый Рим – это Римская империя, второй Рим – это Константинополь и третий Рим – это Москва. Очень важно отметить то, что это абсолютно средневековая концепция, она эсхатологическая, в ней заложено ожидание конца света. Не мудрено, что она возникает в конце XV века, потому что летоисчисление тогда у нас было от сотворения мира по византийской традиции – это 5508 лет до нашей эры, то есть до Рождества Христова и в 1492 году соответственно наступал 7000 год. В Европе и у нас – это было ожидание конца света, некое такое мистическое представление о том, что именно в 7000 год начнется апокалипсис. После того, как этого не случилось – возникает эта самая традиция Москвы, как третьего Рима.

Еще очень важным моментом является что – что лежит в основе ее. В ее основе лежит представление о кочующем царстве, на латинском «Translatio imperii». Кочующее царство – это не страна, не режим, это некий статус, он переходит. Этот статус является Божьим благословением, милостью Божью. Что это обозначает – то, что он дается за святость, за верность своей религии и мы действительно видим, что Россия в конце XV века – это единственное православное государство, если не считать, конечно, Дунайских княжеств, но они находились в зависимости от Османской империи. И именно независимость и воспринимается, как особая метка, скажем так, некий знак того, что Бог очень благосклонно относится к русскому государству. Потому что мы видим, что Филофей пишет о том, что первый Рим пал после чего – когда готы осаждали Рим в 410 году, римляне же отрекаются от христианства многие и, считая, что так прогневались на них языческие боги и многие начинают приносить жертвы богам языческим. После этого готы берут Рим и первый Рим пал. Второй Рим пал после того, как накануне турецкого завоевания, византийцы соглашаются на Флорентийскую унию и фактически подчиняются власти Папы Римского. Соответственно ересь латынства, религия, вера испоганена и Божий гнев – Византийская империя пала. Бог лишил Византию царства, Бог лишил ее этого статуса.

А Москва наоборот, Московское княжество наоборот возвышается в это время, что является признаком того, что Москва получает царственный статус и это очень важный момент, потому что без царственного статуса мы не можем понять принятия царского титула со стороны Ивана IV.