Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
В Евангелии говорится о том, как отрок Иисус 12-ти лет остался в храме во время паломничества, которое регулярно совершали его родители из Галилеи в Иерусалим. И в дальнейшем мы знаем, что Господь неоднократно приходил в ветхозаветный храм, для того чтобы помолиться, быть в Доме Отца Своего. Давайте посмотрим на историю этого храма, которая обнимает около тысячи лет до Рождества Христова.
Первый храм был построен в середине – второй половине X века царем Соломоном. Разумеется, за образец этого храма была взята скиния Моисея, но он имел ряд особенностей. У скинии, как мы помним, было довольно простое устройство: это шатер со сборно-разборными стенами, задняя часть у которого была Давир, или Святое Святых, Святое и, собственно говоря, площадь, на которой народ собирался вокруг этой скинии.
При построении храма Соломоном, нужно было строить уже нечто устойчивое, постоянное. Мы помним, как об этом говорит в Книге Царств царь Давид, переживая, что скиния обветшала. Он захватил новую столицу – Иерусалим, построил себе дворец, а построить Дом Господу не может, и Давид чувствует этот диссонанс. Поскольку он много воевал, пролил много крови, Господь не дает ему построить храм. И Давид только запасает материалы, а непосредственно построить должен Соломон.
Строительство храма Соломоном – событие, конечно же, выдающееся для всей истории. Причем, как видно из самого текста Священного Писания, Соломон активно привлекал финикийских строителей и использовал финикийские приемы архитектуры. При исследовании археологического контекста, действительно, видно, что в общем и целом храм Соломона соответствует по своему устройству обычной трехчастной схеме храмов Леванта. То есть Святое Святых – некоторый Давир, Святое и некоторый притвор – площадь около нее. Но говорить при этом о заимствовании не приходится. Дело в том, что слишком очевидна и проста схема этого храма: нечто священное и важное поместить на задний план и еще на возвышенность – это, по-моему, свойственно общим для всех людей представлениям о Святом. Скорее, здесь надо говорить о другом: как идея Бога Невидимого, Который является Царем над Израилем и Царем собственно в Иерусалиме, была выражена с помощью человеческих средств, человеческой культуры того времени. Соломон в этом смысле мог довольно спокойно прибегать к этим человеческим средствам, если сохранялась главная идея.
Размеры храма указаны в локтях. Измерялись, скорее всего, царским локтем. Царский локоть – 52,5 сантиметра. Хотя существовал и короткий локоть – 44,5 сантиметра. Мера не такая обычная: предполагается, что у царя руки длиннее, соответственно, царский локоть длинней. Если переложить на современные размеры, то это примерно так: ширина – 25 метров, длина – 50 и высота около 16 метров. Очень большое для того времени здание: его фасад размером с пятиэтажный дом. Очень крупный храм. В Палестине и во всем Леванте аналогов ему нет. Любой из крупных храмов, которые мне приходилось видеть или о которых я читал в источниках, заведомо меньше. Крупный храм мы находим в Египте, но там совершенно иное устройство и совершенно иная идея.
Если посмотреть на изображение реконструкции Иерусалима времен Соломона, то видно, что храм абсолютно доминирует над всем городом. Даже если он в чем-то повторяет черты или украшен аналогично храмам Сиро-Палестинского региона, его расположение совершенно уникально. Посмотрите, например, на 3-d модель: храм и дворец так называемый 04-42 – 04-44 ??Бейтхейлани?? и далее неразборчиво до 04-44 – это Сирия, IX – VIII век до Рождества Христова. Мы видим дворец, вход в него с широкой стороны, а храм, очень похожий по своей структуре на храм Соломона, играет роль – если перевести на наш современный язык – домового храма или храма-часовни при дворце. Хотя структура очень похожа: есть Давир, колонна около входа. Очень важно, как и что было представлено в этом храме. По аналогии с храмами из Ханаана мы видим, что Святое Святых было приподнято над полом, отсюда разница в высоте храма, которая упомянута и в Священном Писании
Храм был украшен орнаментальными решетками, пальметками. Интересно, что, несмотря на категорический запрет изображать идолов, в храме присутствует изображение херувимов. То есть они не противоречили идее поклонения Единому Богу. Этот вопрос о херувимах надо рассмотреть отдельно.
Во-первых, каким образом, мы можем предполагать, были изображены херувимы в ветхозаветном храме. Как правило, когда мы говорим о херувимах, все вспоминают ренессансные изображения пухленьких детей, скорее напоминающих римских языческих божков любви, как на фресках из Помпеи, или что-то еще в это роде. Надо сказать, что ангельские существа керубы на Ближнем Востоке воспринимались совершенно иначе. Как правило, их изображали либо в виде львов с человеческой головой, либо полулюдей-полубыков. Интересны ассирийские изображения, копии которых мы можем увидеть в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Интересно, что смысл употребления существ, которые должны были выглядеть каким-то образом подобно финикийским или египетским изображениям, иногда даже похожи на сфинксов, по всей видимости, был следующим: часто находят царские троны, подножие которых представляют собой каких-то херувимоподобные существа. Посмотрите на изображение саркофага царя Библа Ахирама, который ему воздвиг сын. На стенке саркофага изображен Ахирам, восседающий на троне: он сидит на подобии каких-то таких существ.
По всей видимости, в Святом Святых ветхозаветного храма была выражена следующая идея: Невидимый Бог восседает на Престоле, троне, между этими самыми херувимами славы. То есть, собственно, царем Израиля является Господь, а Святая Святых, в таком случае, видимо, Его подножием. Как мы видим на изображении царя Ахирама, у трона есть какое-то подножие, и им является Ковчег Завета, собственно, его крышка, капорет, которая в Священном Писании еще названа как очистилище. В Судный день на крышку должна была кропиться кровь жертвенных животных. Это означало, что Господь принимает жертву умилостивления как некое ходатайство от народа в знак грядущей Жертвы. Здесь очевиден символизм и указание на Новый Завет.
Некоторое представление о том, как был устроен храм Соломона, дает святилище в 08-49 ?? Таэльдане?? Мы знаем, что при Ровоаме, сыне Соломона, Иеровоам, вождь раскола северных племен, воздвиг два святилища в Вифилии и 09-03 ?? Дани?? Если в Вифилии ничего не сохранилось, то высота в Дани сохранилась неплохо: посмотрите на изображение общего вида высоты 09-12 СЛОВО НЕРАЗБОРЧИВО Изображение жертвенника, рядом с ним фигурка человека: это я сам фотографировал. Мы можем составить представление, что примерно такого размера и был жертвенник перед Иерусалимским храмом. А рядом находилось святилище – помещение размером где-то 60 на 45 метров. Вокруг него двор. Во дворе было найдено место, где священники закапывали пепел. Были найдены специальные лопатки для угля. Мы можем предположить, что утварь примерно та же самая, что в храме Соломона. Интересно, что в святилище этого храма примерно такая же кладка, какая была при Соломоне. То есть примерно спустя сто лет после Соломона аналогично, с учетом финикийской архитектуры воздвигается такое святилище.
Как вы знаете, храм Соломона был разрушен вместе с Иерусалимом при нашествии Навуходоносора, Ковчег Завета похищен, поэтому во времена Господа Иисуса Христа существовал уже иной храм, который называют Вторым храмом. Как считается или считалось, единственным предметом, сохранившимся до наших дней от храма Соломона, является гранатовое яблоко, вырезанное из слоновой кости. (Посмотрите, пожалуйста, на его изображение). В 1988 году Музей истории Израиля заплатил огромную сумму – порядка шестисот тысяч долларов за выкуп этого предмета у анонимного антиквара. Этот гранат из слоновой кости был исследован французским палеографом Андре Лемером еще в конце 70-х годов, о нем был написан научный труд. По периметру граната идет надпись, которая переводится как «Святой Дар священникам Дома Господня». Предполагают, что этот костяной гранат был набалдашником. В описаниях храма Соломона мы видим, что гранатовыми яблоками были украшены и семисвечник, и колонны 11-11 ?? Хейвааз?? , то есть гранатовое яблоко – один из часто употребляемых орнаментов. Однако когда в последнее время гранат был изучен с помощью новейших технологий, надпись была признана поддельной, а само гранатовое яблоко подлинное (его изображение даже исчезло из учебников палеонтологии). Это такой характерный пример того, как изготавливаются подделки. И есть некоторые предположения, что костяное яблоко было изготовлено гораздо раньше, чем время храма Соломона, относится к периоду позднебронзового века. Возможно, это украшение и имеет отношение к религиозному культу, но не израильскому. Некоторое разочарование, скажем так, однако, по всей видимости, изображения именно такого типа украшали Соломонов храм.