Персидская политика Византии IV – V вв.

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

На протяжении всего ранневизантийского периода у империи имелся великий враг на Востоке. Это так называемая империя Сасанидов, она же Новоперсидское царство с центром в Ктесифоне.

В первой половине III столетия новой эры рыхлая Парфянская держава рассыпалась, как карточный домик, под ударами восставших персов. В Персии и Месопотамии утвердилась династия Сасанидов.

Держава Сасанидов выгодно отличалась от своего предшественника наличием централизованной государственной структуры, в том числе и государственной религии, которой был магизм, то есть поздний зороастризм, мощной армией, а также весьма и весьма активной дипломатией.

Сасанидские правители открыто объявляли себя наследниками древних ахеменидских царей и таким образом претендовали на значительную часть территории Восточной Римской империи: Египет, Сирию, Палестину, Малую Азию и даже на Фракию. Собственно, конфликты между двумя мировыми державами продолжались на протяжении всего IV, V, VI и в начале VII столетия. Не раз то одна, то вторая сторона, казалось бы, одерживала решительную победу, но ситуация всегда выправлялась, то есть конфликт был, по сути, бесконечным.

Помимо территориальных претензий персов, яблоком раздора между двумя империями были торговые пути: караванные пути в Китай, откуда поставлялся шелк, торговля с Индо-Китаем, которая шла через Цейлон и Южную Аравию, а кроме того государства Северного Предкавказья и Закавказья, за контроль над которыми спорили две империи.

В III веке в ходе общеимперского кризиса верх одерживали персы. Император, точнее шахиншах, Сапор I, он же Шапур, даже взял и разрушил один из крупнейших городов римской Сирии – Антиохию. Но благодаря деятельных императорам-иллирийцам: Кару, Аврелиану, в дальнейшем тетрархам, натиск персов удалось сначала сдержать, а потом и перейти в контрнаступление. Так в период первой тетрархии в 297 году армия персидского царя Нарсеса была разбита цезарем Галерием, после чего империя присоединила к себе несколько затигрских провинций, то есть получила некий выступ на территорию северной Месопотамии.

На протяжении почти сорока последующих лет между империями сохранялись относительно мирные взаимоотношения.

Однако и Константин, который в 30-е годы окончательно утвердился в роли единственного правителя Римского мира, и новый молодой персидский шах Шапур II Длинные плечи открыто вели дело к войне. У Константина были честолюбивые замыслы полностью сокрушить Персидскую империю и посадить на престол Ктесифонских царей своего племянника 03-44 ??Ганнибилиана??, а Шапур II всячески стремился нанести римлянам поражение и взять реванш за утрату своего деда Нарсеса.

Собственно повод к войне был самый ничтожный. В 335 году некий грек Митродор совершает путешествие в Индию и привозит оттуда императору Константину подарки. Причем заявляет, что это подарки лично от него. А подарки, которые императору ромеев переслал индийский правитель, отнял персидский шах. Это и становится предлогом к войне.

Военные действия – сначала очень вялые – начинаются в 335 году. Эта война с Шапуром II продолжится до 363 года. И большую часть этого периода римляне по сути будут терпеть поражение. При Константине война не началась, Констанций II ведет войну очень неудачно, его военные действия подробно описаны в замечательной книге «Res Gestae» Аммиана Марцеллина.

Когда император Юлиан, последний язычник на римском престоле (о котором я уже вел речь) вступает на престол, то решает окончательно покончить с персидской проблемой и летом 363 года вторгается на территорию Персии. Войска Юлиана занимают персидские крепости, громят армии персов и доходят до самой персидской столицы. Однако вспомогательные контингенты армян, на помощь которых очень надеялся Юлиан, а также отряды под командованием родичей Юлиана Прокопия так и не появляются у Ктесифона. И Юлиану просто не хватает сил, чтобы занять центр Персидской державы, он отступает, и в ходе этого отступления, в одной из небольших схваток ему наносит смертельную рану перс или христианин из его войска – об этом ученые спорят до сих пор.

Следующий римский император Иовиан, выбранный на совете высшего военного командования сразу после смерти Юлиана, стремился любыми способами обеспечить себе контроль над Римской державой. То есть Персидская война, а точнее ее продолжение, была ему уже не интересна. Поэтому он стремительно подписывает мир с Шапуром II и сдает ему все пять затигровских провинций.

По сути силы империй уравнялись. В Месопотамии пролегала довольно четкая граница, которая останется неизменной до VII столетия. Однако у империи оставались территориальные претензии на севере, в Армянском государстве. И римляне, точнее ранние византийцы, и персы претендовали на главенство над этим регионом. Обе державы будут ставить на армянский престол своих кандидатов и вести так называемую гибридную войну, пользуясь современной терминологией.

Вопрос Армении окажется временно закрытым лишь в 387 году, после подписания договора между Восточной Римской империей и Сасанидским Ираном, согласно которому большая часть Армении признавалась владениями Персии, а меньшая – владениями Восточной Римской империи.

На протяжении V столетия, за малыми исключениями, отношения между империями были относительно ровными. Там было лишь две небольшие войны. Надо сказать, что в этот период к армянской проблеме открыто добавляется проблема положения христиан в Персии. Персидское огнепоклонническое, то есть зороастрийское, жречество очень боялось конкуренции со стороны новой веры и поэтому всячески науськивало персидских правителей выступать против христиан. И надо сказать, что христиане, разрушая «храмы огня» и открыто выступая против древней персидской веры, иногда прямо провоцировали персидские власти на гонения. Вот вопрос о легальном статусе христианства в Персии тоже становился яблоком раздора между Востоком и Западом, если так можно назвать Византию в данном контексте.

Начиная с 40-х годов персы признают христианство, но уже в несторианском варианте. То есть ересь для византийцев становится официальной христианской доктриной Сасанидской Персии. Вообще, как я уже говорил, отношения V столетия ровные: и у Сасанидской империи большие проблемы на востоке с эфталитами, и у византийцев серьезные проблемы с гуннами на Балканском полуострове. То есть империям просто не до друг друга.

Относительно мирный период истории Сасанидов и Византии нашел отражение в красивой легенде, которую передает Прокопий Кесарийский, замечательный историк VI столетия. Он говорит, что когда в 408 году умирает император Аркадий, сын Феодосия Великого, он просит персидского шахиншаха Йездигерда стать опекуном его наследника – малолетнего императора Феодосия. И якобы персидский шахиншах согласился, надеясь тем самым утвердить окончательно мирные отношения с империей.

Этот период относительного затишья заканчивается в начале VI века. В правление императора Анастасия вновь разгорается серьезная римско-персидская война. Основные военные действия будут идти вокруг крепости Даара, которая становится замковым камнем римско-византийской обороны в Месопотамии. Война закончится сохранением статус-кво, однако противоречия между двумя империями продолжат расти, и мы увидим, что в следующее десятилетие две великие державы сойдутся не на жизнь, а на смерть. В итоге этот конфликт станет роковым для каждой из них.