Алексей Беглов, кандидат исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Священный Собор российской Церкви 1917-1918 года – это очень многоплановое явление и о его деятельности можно говорить очень много и подробно, тем более, что сейчас реализуется проект по научному изданию его материалов, которые конечно откроют нам до этого неизвестные страницы.
Сейчас я бы хотел сказать о том, как Собор проектировал, мыслил будущую систему Соборов, которые должны были созываться после него. Собор прекрасно понимал, что он является неким исключительным пунктом в церковной истории, он заканчивает одну историю – синодальную, имперскую и начинает другую – эпоху восстановленного патриаршества и восстановленной соборности, поскольку на Соборе патриаршеская соборность всегда мыслилась в единстве. И вот те будущие соборы – это была очень важная часть соборной работы, соборного замысла.
Прежде всего нужно сделать вот какое замечание, что те соборы, которые проектировал, планировал Поместный Собор, они все, так или иначе, имели статус Поместных Соборов. Существующее сейчас в церковных документах различение так называемых поместных соборов и так называемых архиерейских соборов, появилось в советский период, в послевоенный период – достаточно поздно. Такого различения Священный Собор 1917-1918 года не знал. С его точки зрения любой Собор российской Церкви, который представляет всю ее полноту, является Собором Поместным. Другое дело, что эти разные поместные Соборы могут различаться по своим задачам, по своей функции и по своему составу. А соответственно состав их, те, кто приезжают на этот собор, также связан с их предназначением, с их функцией этих Соборов. И поэтому Собор 1917 года планировал целую систему будущих Соборов. Прежде всего эти будущие Соборы нужно было бы разделить на Соборы регулярные, которые должны были собираться с определенным промежутком времени, но регулярно, и Соборы исключительные, окказиональные, которым предстояло собираться по конкретным определенным поводам, определенным случаям.
Среди регулярных соборов различались два типа Собора – Собор так называемого трехлетнего цикла и Собор девятилетнего цикла. Иными словами, Собор 1917-1918 годов предполагал, что каждые три года в русской Церкви будет собираться Поместный Собор малого состава, а каждые девять лет будет собираться Поместный Собор расширенного состава, регулярный Поместный Собор расширенного состава. В чем была их принципиальная разница? Разница была в том, что на Собор малого состава делегации должны были присылать не епархии, а церковные округа. Дело в том, что планировалось, что русская Церковь будет разделена на десяток, а может быть и более церковных округов, в которые будут объединяться епархии по территориальному принципу и в рамках этих округов будут собираться чуть ли не ежегодные Соборы. И уже эти церковные округа каждые три года будут отправлять определенную делегацию на Собор малого состава – Поместный Собор всей Церкви малого состава.
Собор расширенного состава отличался от только что обозначенных соборов тем, что его делегацию должны были формировать епархии – вся епархия и в каждом из этих соборов должны были участвовать, как епископы, так и клирики, так и миряне. То есть в целом – это, с точки зрения представительства церковных групп, церковных, иногда говорят, сословий – это были Соборы смешанного состава, но малого круга и расширенного круга – трехлетнего цикла и девятилетнего цикла. Это регулярные соборы.
Что касается соборов, которые предполагалось созывать только по исключительным случаям – это были два собора. Собор избирательный и Собор судебный. Собор избирательный также мыслился, как Собор Поместный, но с определенной конкретной функцией – избрание святейшего патриарха. И он отличался, главное его принципиальное отличие от других соборов было то, что на нем должно было быть особенное расширенное представительство Московской епархии, как епархии непосредственно управляемой патриархом. И поэтому Московская епархия, по замыслу Собора 1917-1918 годов посылала на избирательный собор фактически девять епархиальных делегаций, то есть очень расширенный состав. Должны были ехать три епархиальных делегации от Москвы, одна епархиальная делегация от Московского уезда и шесть от каждой пары остальных уездов Московской губернии, то есть такое очень расширенное представительство. Причем это был тоже смешанный Собор, в епархиальную делегацию входили один священник, два мирянина, плюс от каждой епархии епископ. Такой должен был быть избирательный Собор. Причем, очень интересно, определение об избрании патриарха специально оговаривало возможность избрания патриарха и на любом очередном Соборе трехлетнего, или девятилетнего цикла, но обязательно с тем, чтобы этот Собор был расширен за счет особой московской делегации – такого расширенного состава.
И, наконец, судебный Собор – это Собор, который состоит только из епископов, то есть то, что мы сегодня назвали бы Архиерейским Собором. Вот ему… он тоже мыслился, как Поместный судебный Собор, ему присваивалась единственная функция – только такой Собор мог придать суду и осуществить суд над патриархом Московским по представлению органов высшего церковного правления. То есть, в случае каких-то канонических преступлений такой Собор епископов мог принять решение о церковном суде над патриархом.
Таким образом мы видим целую систему будущих Соборов, реализации соборного принципа, которая складывалась с одной стороны, еще раз, из регулярных Соборов трехлетнего и девятилетнего цикла и из Соборов исключительного характера – избирательного и судебного.