Изображение Троицы на русских иконах

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Существуют разные типы и типологии икон. Можно классифицировать их как иконы, стоящие в иконостасе, выносные, праздничные иконы. А также можно классифицировать по сюжетам, которые изображены на иконах.

Говоря об образе Бога, мы возьмем типологию сюжетной линии, ее связь с Новым и Ветхим Заветом, на основе которой возникают определенные каноны написания того или иного типа икон.

Образ Бога породил много типов икон. Наверное, один из первоначальных и важнейших среди них – это тип иконы Троица. Связан он с ветхозаветным преданием, рассказывающим нам о том, как родоначальник евреев Авраам со своей супругой Саррой кочевал в районе Мамре. Он остановился под Мамврийским дубом, раскинул свои шатры, рядом с которыми паслись овцы и другие животные. И, сидя под дубом в полуденный страшный зной, он вдруг обнаружил, что перед ним стоят три юноши – три Ангела. Авраам сразу понял, что это не простые ангелы, а в лице этих трех юношей-путников перед ним явился Господь Бог. Кстати, он обратился сразу ко всем троим как к Единому Богу. Он предложил им отдохнуть, зарезал агнца, и это угощение Авраамом трех Ангелов стало сюжетом для так называемой Ветхозаветной Троицы. Понятно, что так она называется потому, что сюжет взят из ветхой, иудейской части Святого Писания.

Вообще, художники по-разному решали этот сюжет. Очень часто Ангелы сидели подряд, и перед каждым из них стояла чаша с угощением. Даже была традиция писать их абсолютно одинаковыми, для того чтобы показать единосущие Троицы, то, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух составляют некое единство. Пожалуй, самой знаменитой, и не только в России, но и вообще в мире, иконой, изображающей ветхозаветную Троицу, является рублевская «Троица».

Андрей Рублев – величайший древнерусский иконописец, живший во второй половине XIV – начале XV века. «Троица», написанная для Троицко-Сергиевского монастыря под Москвой, стала одной из вершин его творчества. При этом Рублев весьма самостоятельно и по-новому решил проблему написания Троицы.

Во-первых, если условно провести овал вокруг трех Ангелов, то они в него совершенно четко попадают, то есть образуется такое круговое движение. Напомню, что овал или круг, шар, который считается в христианской традиции самой совершенной фигурой, олицетворяющей Вселенную. То есть в данном случае это символ того, что перед вами Бог Творец, Предвечный, Существующий всегда, Который был, есть и грядет, Создатель и Творец этой Вселенной.

Рублев написал трех Ангелов по-разному, изображены они в разных одеждах. Но центральное место он уделил Ангелу, олицетворяющему Иисуса Христа. Как мы можем Его узнать? На Нем надета красная туника, красный цвет символизирует в христианской традиции жертву. В то же время по этому хитону идет золотая полоса – символ и Царства Небесного, и царской власти на земле. В данном случае Иисус и Царь Небесный, и Царь иудейский, но только царство Его не от мира сего, как Он ответил на вопрос Понтия Пилата. Все это говорит о том, что центральная фигура – это фигура Иисуса Христа. А Бог Отец и Бог Святой Дух находятся по краям от Него.

И Чаша одна. В то же время мы знаем, что эта Чаша в каком-то смысле может ассоциироваться со святым Граалем, то есть той Чашей, в которую собрал кровь Христа один из Его учеников. Кроме двенадцати главных апостолов у Христа было еще семьдесят учеников, и один из них – Никодим собирал капающую кровь Христа в этот святой Грааль. И в этом святом Граале изображен агнец, то есть жертвенное животное. И боковые Ангелы показывают на эту Чашу, а Иисус соглашается.

То есть этот ветхозаветный сюжет рассказывает о том, что будет дальше: что первородный грех человека, связанный с падением Адама и Евы, которые все-таки подошли к дереву познания и съели плод (понять который, в общем-то, не могли), за что были изгнаны из рая и наказаны. Но их первородный грех Иисус, воплотившись в образе человека, искупит, принеся Самого Себя в жертву, и тем самым освободит от него всех остальных людей после Его жертвоприношения и воскрешения. И дальше судьба человека зависит и от его выбора: каким путем он сам пойдет. И все эти многочисленные идеи переданы через изображение, через сюжет в этой рублевской иконе. Для нее также характерна очень своеобразная палитра пастельных светлых красок, которые не были характерны для живописцев до Рублева. Зачастую любили темные краски.

Кроме Ветхозаветной Троицы, есть и Троица Новозаветная. Вообще, это не совсем канонически верные изображения. Дело в том, что если Ветхозаветная Троица привязана к сюжету в Библии, то основа сюжета, изображающего вместе Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, сидящими на Престоле, как часто изображают Новозаветную Троицу, отсутствует. Поэтому, например, во времена реформы Никона было запрещено подобного рода изображение Троицы. Но потом ее все равно изображали, особенно любили в XVIII веке, когда предписания Священного Собора уже не так действовали, но тоже пытались находить какие-то ухищрения.

Классическая форма Новозаветной Троицы – Бог Отец в виде старца с белыми волосами из видения ветхозаветного пророка Даниила сидит на Престоле, у Него на руках сидит Иисус Эммануил, то есть в виде отрока, и Дух Святой – голубь, который либо парит над Ними, либо находится в шаре, который держит в Своих руках Иисус Эммануил.

Бывают другие изображения Новозаветной Троицы – когда Бог Отец и Бог Сын сидят вдвоем на Престоле, а Ангел парит над Ними. Бога Отца от Бога Сына можно легко отличить по символике: у каждого есть Свой нимб, который прилагается только к Нему. Если нимб имеет внутри крест – крестчатый нимб, это только Сам Иисус Христос, который принес Свою жертву на Кресте. А если нимб со звездой – звездчатый нимб, то это Бог Отец. Но подчеркиваю, что Новозаветная Троица – это, скорее, полет мысли иконописца, художника.