Археология о Гробе Господнем: часть II

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Что нам понятно в последнее время относительно подлинности гробницы Спасителя? Во-первых, гробница Спасителя представляет собой довольно уникальное явление. Дело в том, что погребения этого периода, как правило, были семейными. Если мы сейчас посмотрим на один из характерных примеров гробниц Святого периода. (Вот я показываю вам сначала вид снаружи, а затем разрез гробницы Салове Хизира, расположенной в так называемой Иосафатовой долине, на берегу потока Кедрон. Это гробница, в которой погребалась священническая семья на протяжении нескольких поколений. Мы видим, что это разработанная гробница, которая представляет собой довольно разветвленное, сложно устроенное подземное помещение. В нем было место, куда клали только что умершего человека, тело его истлевало примерно за год,  там довольно влажно, и тело тлеет быстро. Кости очищали, омывали розовой водой и клали в специальный ящичек – оссуарий (от слова «кость», как бы «костница»), сделанный, как правило, по размеру большой берцовой кости. И кости, помещенные в этот ящичек, уже ставились в специально выдолбленные в стене помещения. Со временем, по мере того, как нужно было хоронить новых людей, гробницы расширялись. Причем, надо понимать, что гробница на земле, расположенной близко к городу, – это очень дорогая гробница.

Здесь мы видим уникальное явление: гробница Господа имеет ложе, но не имеет углублений под оссуарии, то есть это действительно новый гроб, в котором еще никто не был положен: ничье тело не истлевало на этом ложе. Причем, сейчас мы имеем хорошую статистику: большое количество исследований гробниц показывает, что гробницы расширялись постепенно, по мере необходимости. Вначале выкупали какую-то часть скалы, клали тело первого человека, а потом, по мере необходимости, когда надо было переместить кости в оссуарий, продолжали выдалбливать дальше. По стыкам и следам расширений видно несколько этапов освоения гробниц.

В гробнице Господа ничего подобного нет, то есть похоже, что она использовалась только один раз, что уникально вообще для гробницы этого периода и тем более уникально для гробницы, расположенной близко к входу в Иерусалим. Логика та же самая: чем ближе к городу, тем дороже земля, соответственно, невероятно, чтобы эта гробница не использовалась просто так, однако это факт. Причиной этого могло быть только следующее: хозяин гробницы слишком осторожно отнесся к ней, скажем так: с большим уважением к тому, кто был положен в ней первый раз, и не дерзнул более хоронить на этом участке ни самого себя, ни членов своей семьи.

Что представляла собой земля вокруг гробницы Господа Иисуса Христа? Исследования, которые проводились всю вторую половину XX века, довольно существенные. Они показывают, что здесь была каменоломня, которая использовалась примерно до начала I века до Рождества Христова. Потом ее, по всей видимости, решили рекультивировать. Как выглядят каменоломни? Углубление, где камни вынуты, и остатки не до конца вынутой скалы. Обычно рекультивируются они таким образом: подсыпалась земля, и высаживался какой-то сад. В Священном Писании мы совершенно точно видим, что там располагались сады. Помните, Мария Магдалина в определенный момент озирается, видит Господа и думает, что это какой-то садовник, который пришел поухаживать за садиком, расположенным около гробницы.

И в этих рекультивированных фрагментах каменоломни располагались такие пещеры, в которые помещали людей. Они могли принадлежать только богатым людям. И действительно, в Священном Писании сказано, что Иосиф Аримафейский был непростой человек, он был богат. У Господа в Иерусалиме не было родственников, то есть погребсти Его в семейной гробнице не было возможности. Гробницу Ему мог предоставить только кто-то из Его последователей. И это уникальное сочетание как близости расположения к Иерусалиму, так и недоиспользования этой гробницы свидетельствуют о ее совершенно уникальном одноразовом использовании. То есть мы можем сказать, что эта совокупность археологических данных, извлеченных из контекста, из современных исследований гробниц, несомненно указывает нам на подлинность Гроба Господня и храма Гроба Господня, расположенного в Иерусалиме.