Гонения

Иерей Антоний Лакирев, специалист по Новому Завету

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Примерно к последней трети I столетия для окружающих христиан людей, и в первую очередь для римской власти, становится очевидным, что это, без сомнения, не иудеи, и их попытка изображать собой погребальную коллегию тоже большей частью надувательство, потому что это гораздо больше, чем погребальная коллегия. Это люди, которые поклоняются некоему Иисусу, и поклоняются ему как Богу, следовательно, это религиозный феномен, очевидным образом нововводный культ, который должен преследоваться.

Историки того времени, вроде Тацита, пишут об этом, называя веру христиан новым и зловредным суеверием. Со временем, уже к началу II века это становится «техническим термином», как сегодня у нас «технический термин» – «экстремистские организации», тогда был технический правовой термин «новое зловредное суеверие» – то, за что привлекают к ответственности, главным образом уголовной.

Поскольку примерно в 80-е годы сами иудеи тоже понимают, что они с христианами относятся к Богу совсем по-разному, в синагогальной молитве примерно I века появляются специальные проклятие «ха-миним» («меньшинство») на отщепенцев, то есть именно христиан. Оказывается, что уже не спрячешься, уже невозможно никаким образом увиливать. Сначала римская власть подвергает христиан гонениям именно за нелояльность, гонения носят, скорее, политический характер. Еще в начале II века Плиний-младший пишет из Вифинии императору Трояну, справшивая, как быть с христианами и надо ли проводить следствие, разыскивать, выяснять и так далее. Троян отвечает, что не надо, но если донесли, если они сами признались, тогда надо казнить, потому что они нелояльны, они изменники родины. Если же никаких специальных сведений нет, тогда не ищи.

В дальнейшем политические гонения становятся более редкими. Уже в середине II века картина резко меняется. Вместо того чтобы бороться с христианами как противоправительственным движением, империя начинает бороться с ними как с религиозным феноменом, новым, нововводным культом. Поэтому появляется и другой арсенал: здесь не предлагают плеснуть полчашки вина к подножию статуи императора, а предлагают поучаствовать в каком– либо религиозном ритуале, о котором известно, что настоящие христиане в нем никогда участвовать не будут. Тем не менее, по политическим ли или религиозным мотивам совершаются гонения, результат все равно один и тот же – мученическая гибель для довольно многих людей. Во многих христианах общинах в конечном итоге гибнут все, и потом эта община возрождается совершенно заново, как Феникс из пепла.

Правда, нужно сказать, что далеко не всегда римская власть увлекалась жестокостями. Все-таки это тоже зависело от конкретных исполнителей. Иногда, особенно 251 году при Декии и в конце III века при Диоклетиане, действительно была идея извести вообще всех христиан одновременно по всему лицу Земли, заставив их принести жертвы, и всех, кто не принесут, казнить. Но нередко, особенно в III столетии, это выглядело по-другому, потому что Римская империя, римская власть поняла, что христиане очень нуждаются в помещениях, где могли бы собираться, и в книгах. Поэтому, чтобы не лишаться налогоплательщиков, можно отобрать и уничтожить книги, а здания, где книги найдены, разрушить. Такова была природа гонений в очень многих областях империи и в начале III столетия, и особенно к его концу.

В те времена Евангелие в христианской общине было в одном единственном экземпляре (свитки были чрезвычайно дороги и были большой редкостью) и хранилось закопанным где-то в саду у епископа. Он приносил его в собрание христиан под одеждой, когда двери запирались и было понятно, что никто уже не подсмотрит, тогда он поднимал его: вот, я его принес! Сегодня на нашей литургии, когда дьякон выходит из алтаря с Евангелием и показывает нам, мы даже не помним, что восемнадцать веков назад это была радость о том, что нам удалось его и в эту неделю сберечь, что его не отняли. И помещение тоже, соответственно, очень важно.

Эти гонения были в каком-то смысле то усиливающимися, то затухающими, то кровавыми, то некровавыми. Бывали времена и места в империи, где христиане вообще десятилетиями жили практически на свободе и даже могли позволить себе купить недвижимость. Во времена диоклетианова гонения, уже совсем незадолго до Миланского эдикта, помимо всего прочего разрушали принадлежащую христианам недвижимость, которую они сумели приобрести за 30-40 лет относительно мирной жизни. Но тогда больше всего приобретали судебные здания, так называемые базилики. Он были удобнее всего: это большое здание с апсидой в конце, где у римлян сидел судья и стража, а христиане поставили там стол, на котором совершалось преломление хлеба. Наличие такого рода здания свидетельствует о том, что иногда были относительно мирные период.

Надо сказать, что кроме гонений государственных, время от времени, по крайней мере в некоторых местах, существовали народные гонения. Часто христиане все же воспринимались как чуждый элемент, и нередко находился кто-нибудь, кто говорил: это бедствие, или эпидемия, землетрясение, или голод постигло нас потому, что мы терпим христиан. Вот они плохие, их надо истребить. Иногда эти народные гонения возникали без всякого стимула со стороны государственной власти. Более того, иногда римские имперские чиновники пытались каким-то образом утихомирить эти толпы. Важно понимать, что схватка христиан была вовсе не только с политической или государственной системой, а все-таки с чем-то более глубоким в античном обществе, чем просто структурные вещи.