Христос Вседержитель и Иисус Емануил

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Мы с вами разговариваем о типологии изображений на иконах Бога Отца. И одним из тоже очень распространенных типов икон является «Христос Пантократор», или «Иисус Вседержитель». Образ Христа Вседержителя – это прежде всего образ Судьи на Страшном Суде. Изображается Он сидящим на Престоле с закрытой или открытой книгой в руках и судящим людей, в том числе и умерших. В итоге праведники попадают в рай, а грешники, недостойные прощения, обречены на вечное страдание, душа их пропала.

«Христос Вседержитель» присутствует в двух типах. Это либо Христос, сидящий на Престоле. Ноги Его обязательно находятся на квадратной скамеечке. Очень часто Его изображение взято в круг, который олицетворяет Вселенную и ее сотворение Самим Христом. И второй распространенный тип – это оплечный образ, когда Христос изображен до пояса или только Его голова.

Чаще всего Христос Вседержитель изображен с нимбом, в котором находится крест, по которому верующий узнавал, что перед ним не Бог Отец, а Иисус.

Очень важную роль играет книга, которую Христос держит в своей руке. Впервые изображение этой книги было написано византийским императором и иконописцем Мануилом, поэтому второе название его «Мануилов Спас». У Мануила книга была открыта, и обычно в ней помещали какую-нибудь очень важную, с точки зрения иконописца, фразу из Евангелия. В остальных изображениях Христа с книгой, не относящихся к категории «Мануилов Спас», книга закрыта: это означает, что человек не может понять всю премудрость Бога, Его окончательный замысел, человеку доступна лишь какая-то его часть.

На Руси был популярен «Христос Вседержитель» именно с открытой книгой. Интересно, что вроде бы идет Страшный Суд, а в открытой книге, обращенной к верующим, подается, скорее, надежда на спасения. Смысл написанной там фразы заключен в следующих словах: «Приидите ко Мне все страждущие, и Я утешу вас». Очень часто в этой открытой книге иконописцы помещали надпись: «Я есть Свет, и тот, кто пойдет за Мной, не будет во тьме», то есть будет спасен.

Кроме Христа Вседержителя, известно и изображение Бога в образе Ветхого денми. Здесь связь с Ветхим Заветом, видением пророка Даниила, который видел Бога, летящего в огненном облаке, старика с развивающимися белыми волосами. Даниил говорит, что волосы Его были как белая волна, одежды излучали белый свет и были белее белизны. И поддерживали его силы небесные – ангелы высшего порядка. Есть разные классификации ангелов, и чаще всего пишут о девяти ангельских чинах, которые распределены по тройкам. Как раз высшие ангелы – это херувимы, серафимы, престолы и силы, которые чаще всего с людьми не общаются, а их задача помогать Богу: поддерживать, переносить Его.

Еще одно изображение Христа Вседержителя в образе Ветхого денми, вечно существующего Бога, – это «Христос в силах». Здесь тоже присутствуют ангелы высшего порядка – огненные шестикрылые серафимы и престолы, изображаемые в виде красных колец с глазами и крыльями, которые поддерживают Бога.

Еще одной типологией икон, связанных с образом Бога, являются изображения Иисуса в образе подростка – «Спас Эммануил». «Эммануил» переводится как «с нами Бог», и идея, которую с помощью изображения пытается здесь передать иконописец, заключается в том, что как только произошло Рождество Христово, человечество уже получило надежду на спасение. Потому что Бог уже пришел в этот мир, для того чтобы осуществить Свою миссию, принести Себя в жертву, искупить тем самым первородный грех Адама и Евы и спасти все остальное человечество, дав ему право на выбор правильного пути.