Неудачные церковные реформы 1860–1870 гг.

Алексей Беглов, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Церковь и великие реформы. Эпоха императора Александра II 1860-1870-х годов вошла в историю, как эпоха великих реформ, когда были проведены знаменитая реформа отмены крепостного права, знаменитая судебная реформа, военная реформа и другие. И в рамках эпохи великих реформ можно говорить и об особом направлении церковных преобразований.

Церковные реформы Александровского царствования шли в двух направлениях. Первое направление – это попытка ликвидировать сословную замкнутость духовенства, поскольку к этому моменту, к середине XIX столетия сословная замкнутость вполне осознается, как причина определенных кризисных явлений в отношениях клира и прихожан. С другой стороны, вторым моментом эпохи церковных преобразований этого периода была попытка решить вопрос о материальном обеспечении духовенства, потому что также было уже вполне ясно, что духовенство, которое питается только за счет платы за требы и каких-то приношений прихожан, влачит практически нищенское существование. Однако оба этих направления, в общем, не привели к желаемым результатам, реформы оказались очень неудачны.

Что касается сословных преобразований, то реформаторы, во-первых, сначала разрешили сыновьям духовенства поступать из семинарии в другие светские учебные заведения, что раньше было категорически запрещено. А в 1869 году и полностью сняли обязательность наследования священнических мест в отношении детей священнослужителей. То есть законодательно теперь не требовалось сыну идти по стопам отца. Вместе с тем никакого иного механизма рекрутирования духовенства в Российской империи создано не было. Создается впечатление, что реформаторы как бы считали, что они должны снять только ограничения, а дальше все сложится само собой, но так не произошло. И вплоть до начала XX столетия, вплоть до революции духовенство в основном сохраняло свой сословный облик. В священники, дьяконы и псаломщики по-прежнему шли дети священнослужителей. При том, что лучшие из студентов семинарии как раз уходили в светские учебные заведения. То есть в целом интеллектуальный уровень духовенства снижался в пореформенный период.

Другим направлений церковных преобразований великих реформ были попытки решить вопрос о материальном обеспечении духовенства. По началу в 1864 году правительство разрешило создавать прихожанам благотворительные организации – приходские попечительства, которые были призваны в том числе помогать священникам. При этом деятельность приходских попечительств была достаточно строго регламентирована, им разрешалось собирать деньги только на три статьи – помощь священникам, благоукрашение храма и просветительские нужды. Предполагалось, что именно на первую статью, на помощь священникам, прихожане начнут собирать деньги прежде всего. Но реформаторы ошиблись в своих ожиданиях, в своих расчетах. Прихожане, поскольку никак не была преодолена дистанция между паствой и сословным духовенством, прихожане собирали прежде всего деньги на благоукрашение храма, и только во вторую и в третью очередь что-то доставалось священнослужителям. Когда стало ясно, что организация попечительств не приводит к нужному искомому результату, правительство пошло по уже отработанному в эпоху Николая I пути, и решило укрупнить православные приходы, путем слияния нескольких в один. В великорусских 18 губерниях предполагалось таким образом упразднить около 2 000 приходов и отправить за штат 15 000 священно- и церковнослужителей. Предполагалось, что, если прихожан в приходе будет больше, соответственно платы за требы, которую они будут приносить, будет хватать священнику на его нужды. Однако эта реформа была ощутимым ударом по религиозности российского населения и привела только к крайнему раздражению прихожан, которые лишались своих собственно родовых церквей и к еще большему раздражению их в адрес духовенства, потому что именно духовенство прихожане вполне справедливо рассматривали, как причину такой кощунственной реформы. В результате она также эта реформа провалилась и уже в следующее царствование была отменена.

Но все попытки церковных преобразований 1860-1870- годов прекрасно показывают, что в политике государства по отношению к Церкви сохранялся тот самый принцип утилитаризма, который был заложен еще в систему государственной церковности Петром I – подход к Церкви и ее нуждам с точки зрения определенным образом понятых интересов самого государства.